Дневник киборга Буратино
На сцене ТЮЗа
Меняются времена - меняются нравы. А также уровень технического прогресса, климат, мода и даже сказки. Сюжетная канва может быть и доступна людям разных поколений, а вот атрибутика, язык…
Внукам порой непонятен язык бабушек (и это нормально). Режиссер Константин Денискин, приглашенный ТЮЗом на постановку спектакля с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры», пересказал для астраханцев 12+ сказку Алексея Толстого о золотом ключике.
По его наблюдениям, современные дети вряд ли заинтересовались бы приключениями деревянного человечка, слишком уж это архаично. Поэтому «Буратино 2087» сделан в жанре «Дневник киборга». Действие происходит, как явствует из названия, во второй половине 21 века. Мир состоит из людей, людей-животных и киборгов, к которым и относится «странный мальчишка деревянный» (может, кто помнит, что таковы были признаки Буратино в фольклоре прошлого века). Киборги, впрочем, и все остальные куклы - эмоциональная Мальвина, недотепистый Пьеро, обаятельный Артемон (хотя он как раз может относиться не к гибриду люди-машины, а люди-животные). Что, впрочем, не мешает Мальвине пытаться репетировать с Буратино сцену из «Ромео и Джульетты».
А монолог Карабаса Барабаса младшего, пытающегося доказать отцу, которого уже нет, свою значимость, - вполне узнаваемая ссылка на разговор Гамлета с призраком отца. Толстой пересказал сказку Коллоди о Пиноккио, Денискин – Толстого. При этом обращаясь к Шекспиру (может, хоть так зрители заинтересуются?) и используя более известные нынешним детям понятия. Кстати, знающим понятно, что название - это некая подсказка, отсылающая к популярной игре «Киберпанк 2077».
Герои двигаются в соответствующей пластике. Жанр не предполагает наличие солнечного света, поэтому на сцене полутемно. И звучит соответствующая музыка. Разумеется, золотой ключик тоже вполне себе современных форм. Но общий смысл достаточно позитивен – Буратино по ходу действия пьесы становится другим, что называется, очеловечивается.
По словам Денискина, он поставил эту сказку впервые и не собирается ее ставить в театрах других городов. Так что премьера, которая состоялась в ТЮЗе 3 декабря, – эксклюзив для астраханской публики. В спектакле заняты Михаил Цепляев, Александра Цибулько, Дмитрий Юницкий, Виктория Яхтина, Евгений Зворыкин и другие. Репетировали менее трех недель, режиссер остался труппой доволен. Признается, что инсценировку придумывали все вместе.
Кстати, для астраханского ТЮЗа это не первый «Золотой ключик». Его искали на здешней сцене в пятидесятых, шестидесятых, девяностых годах. И даже уже в 21 веке. Паузы между обновлениями (апгрейдами?) становятся всё короче…