Говорят, что в Астрахани появилась "школа" скрипача Шмуленсона
Больше всего меня удивило то, что 30 ноября концерт великолепного скрипача Владимира Шмуленсона проходил в малом зале консерватории в Астрахани. Предыдущий его ноябрьский концерт с джазовым ансамблем шёл в большом зале, который был почти полностью заполнен. Да и профессор Шмуленсон - именитый маэстро... Бывший выпускник, а затем и преподаватель нашей консерватории сейчас не просто солист симфонического оркестра города Хайфы (Израиль) и руководитель струнного квартета "Замир". Он выступает с концертами по всему миру, гастрольный график расписан на два года вперёд, везде проходят его востребованные мастер -классы на трёх языках : русском, английском и иврите. В Астрахани он даёт только бесплатные концерты, потому что здесь он "состоялся, как музыкант". И вот - малый зал... Уже в 17. 45 почти все места в зале были заняты, хотя люди ещё шли - ставили стулья, занимали подоконники. Когда концерт начался, многие так и остались стоять и простояли весь концерт. Дверь в зал во время концерта была открыта, видимо, слушали и в коридоре. Я знала, конечно, что концерт будет замечательным. Уже лет семь хожу на выступления Шмуленсона. Слушала его концерты с органом в католическом храме, с джазовым ансамблем, со "Скифами", но такого потрясения не ожидала. Сражены и пленены виртуозной игрой были и мои друзья, и зрители. Хотя концерт, как и предупреждал меня Владимир Романович, был сложным,"для музыкальной элиты", как он сказал. Сонату №10 Бетховен писал уже оглохшим, дуэт ля мажор Шуберта с ней как бы спорит, а соната соль мажор Брамса просто возносит на какую - то вершину. Кто -то из музыковедов мне сказал, что лучшая награда для музыкантов, когда слушатели не аплодируют сразу, замирают минуты на две, приходят в себя, и только потом раздаётся шквал аплодисментов. Вот так было и на этом концерте. Да, любая музыка ведёт за собой, погружает в своё настроение, но классика ещё и приподнимает. Не зря говорят, что симфоническая музыка - это язык, которым с нами разговаривает Бог. Вот почему многие музыканты как бы не от мира сего...Спросила у Владимира Романовича, что он думает по этому поводу. Он подтвердил, что музыканты и правда люди особые, погружённые в себя и поэтому немного "однобокие". Наверное, и поэтому далеко не все талантливые музыканты могут быть успешными педагогами. Здесь нужен и другой талант - любить ученика не меньше, чем себя. На мастер -классах Владимира Шмуленсона совершенно особая атмосфера вот этой самой любви. Она во всём. В том, как он говорит с учениками, слушает их, смотрит на них, как бы встав на цыпочки, хотя на цыпочках должны стоять они. И ещё он прекрасно владеет образным языком, который незаменим в школе. Доцент консерватории Константин Гузенко сказал на одном из концертов, что в Астрахани у Шмуленсона уже появилась своя скрипичная школа. Много лет к нему ходят на мастер -классы ( а приезжает он каждую осень уже лет восемь) одни и те же дети из одних и тех же музыкальных школ, которые потом поступают в музыкальные училища и консерваторию. Есть у Шмуленсона и именитые выпускники, известные в городе и стране музыканты, которыми он гордится. Известный скрипач и музыковед Михаил Казиник сказал в одной из своих лекций, с которыми он ездит сейчас по стране:"У музыки волновая природа, а мы все приёмники. Но большинство приёмников неисправно." И вот такие мастера, как Казиник, Шмуленсон настраивают приёмники на нужную волну...