Русский с китайцем — дружба навек?

25.05.2015 15:07 Мировые новости
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

Присутствие китайского лидера Си Цзиньпина на Красной площади во время парада 9 мая и переговоры о подключении России к "Новому шелковому пути" породили волну едва ли не эйфории в нашей прессе. Но если уйти от пиара и вернуться к журналистике – что тогда увидим?

Торговая реинкарнация

Первая презентация проекта "Новый шелковый путь" прошла во время визита Си Цзиньпина в Казахстан в сентябре 2013 года. Россия тогда к этому проекту отнеслась настороженно: явный смысл "Нового шелкового пути" - это ограничение влияния США и России в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Да и Индию надо обойти.

Исходной точкой товаропотоков новой реинкарнации древнего стратегического торгового пути (точнее, путей – шелковых было несколько) является столица Синьцзян-Уйгурского автономного района – город Урумчи (это тот самый, на вокзале которого с завидной регулярностью происходят нападения исламистов). А заканчиваться "Новый шелковый путь" будет в Венеции – совсем как во времена Марко Поло – в пиар-талантах китайскому руководству не откажешь. Чтобы не углубляться в историю, напомним только один весьма существенный и в наше время факт – тот Великий шелковый путь две тысячи лет назад имел протяженность более 6500 километров и преодолевал и географические барьеры (Гималаи, например), и войны – воистину, ничто не остановит торговлю.

Коридор с ответвлениями

Так вот, осью "Нового шелкового пути" является вовсе не скоростная магистраль "Казань - Москва", а также БАМ, Транссиб и даже Турксиб (хотя у Турксиба перспектив побольше – газопровод размером с "Силу Сибири" там уже построен и функционирует, а железная дорога есть еще с советских времен). Центральным проектом "Нового шелкового пути" и стратегической осью является Китайско-Пакистанский экономический коридор (вспомогательный коридор – Бангладеш — Китай — Индия - Мьянма) – комплекс магистралей от Урумчи до пакистанского порта Гвадар недалеко от границы Пакистана и Ирана.

Сам порт и город располагаются на т-образном полуострове на берегу Аравийского моря у входа в Оманский залив – прямо напротив Аравийского полуострова. Это кратчайший путь до Суэцкого канала, причем в обход Индии. Последней, естественно, этот обход не нравится, но Китай пытается подсластить пилюлю.

Существующий же морской путь доставки нефти с Ближнего Востока в Китай и китайских промтоваров в Европу, во-первых, чуть ли не в три раза длиннее, во-вторых на пути узкий и опасный, перегруженный Моллукский пролив – единственный морской путь из Индийского океана в Тихий. И самое неприятное для Китая – этот путь лежит через Андаманское море мимо цепочки Андаманских островов, а там индийская военно-морская база.

Никакой благотворительности

В пакистанский коридор и Гвадар-порт Китай вкладывает 46 миллиардов долларов (не юаней и не рублей). Кроме того, 5,5 млрд долларов вкладывается в железнодорожные сети Африки. Кроме того, создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с капиталом еще в $40 млрд, участвуют 40 стран, России там пока нет. И это далеко не все вложения в "Нью Силк Роад" ("Новый шелковый путь"). А теперь сопоставим эти цифры с вложениями в магистраль "Москва - Казань" и проблемами с газопроводом "Сила Сибири". Дважды в прошлом году высшие должностные лица Китая заявляли о том, что Китай и Россия обречены на партнерство, потому что у нас самая большая территория, а у них – самое большое население. Россия для Китая сейчас – "хромая утка" и Китай всегда был занят своими интересами, а не благотворительностью. А продавливать свои интересы Китай умеет.