Автомобили, попавшие на утилизацию, могут вернуться на дороги
Около 44% автохлама, подлежащего списанию по государственной программе поддержки автобизнеса и обновления автопарка страны, перепродаётся, либо идёт на разборку. — Машины оформляются как утилизированные, но вместо пунктов приема металлолома они либо целиком попадают на вторичный рынок, если они в более-менее работоспособном состоянии, либо идут в так называемые гаражные разборки с последующей продажей на запчасти, — цитируют Известия руководителя департамента аналитики ассоциации «Руслом.ком» Михаила Родионова. Прямых доказательств недобросовестной работы дилеров у организации пока нет. Тем не менее, ассоциация заявляет, что в некоторых областях есть целые склады, на которых дилеры накапливают старые машины и обязуются их утилизировать. Однако до утилизации дело не доходит, машины разбирают, либо перепродают целиком, ведь списанное авто не нужно даже снимать с учёта в ГИБДД. По мнению Родионова, на подобной незаконной деятельности можно неплохо заработать без особых усилий, чем и пользуются недобросовестные фирмы. — Вдобавок нынешняя программа предусматривает утилизацию грузовиков. К примеру, только один старый мотор «КамАЗа» потянет тысяч на 15 рублей, — пояснил собеседник. — Акт об утилизации не представляет из себя документ строгой отчетности — это своего рода аналог типичного акта сдачи-приемки, которые оформляют юридические лица при передаче какого-либо имущества. В ГИБДД России заявили, что списанная машина не может попасть на дороги без перебитых номеров. — Такого не может быть. Утилизируемая машина снимается с регистрации и регистрационных знаков у нее нет. Либо ее только собственник может восстановить. Скорее всего, это автомобили с перебитыми VIN-номерами. Выявление подобных автомобилей — обычная регулярная работа сотрудников ГИБДД, — отреагировал замглавы ГИБДД России Виктор Кузин. Как выяснилось, перебивать VIN-номера уже вовсе не обязательно. Около года назад Верховный суд России признал незаконной норму, по которой автомобили, снятые с учета для утилизации, не подлежат повторной постановке на учет. Поэтому даже формальных преград для махинаций с автохламом теперь нет.