Правительство хочет повысить налог на доходы физлиц с 13% до 15%

07.07.2014 08:27 Мировые новости
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

В правительстве и Кремле обсуждают повышение налогов — НДФЛ и НДС — после выборов 2018 года, пишут "Ведомости". Об этом изданию рассказали четыре федеральных чиновника, участвующих в обсуждении налоговой политики. По словам двух из них, оба налога могут быть повышены на 2 п. п. — до 15 и 20% соответственно. НДС — до 20%, в курсе еще один чиновник, о возможной ставке НДФЛ ему не известно. Окончательных решений нет, рассказывает один из чиновников, но идет активное обсуждение, готовятся расчеты. Была позиция — до 2018 г. общая нагрузка не должна расти, одни налоги повышаются, другие снижаются, объясняет он, все решения будут приниматься уже в следующем электоральном цикле. Но готовиться к ним нужно сейчас, подчеркивает он. «Какова вероятность того, что пойдет дождь? 50 на 50. Вот и в этом вопросе вероятность 50 на 50 — может, налоги будут повышены, а может, и нет», — комментирует пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. На прошлой неделе Минфин признал: в условиях снижения доходов (с 19,6% ВВП в 2015 г. до 18,1% в 2017 г. согласно бюджетным проектировкам) и ограничений на рынках займов повышение налогов — единственный способ сбалансировать бюджет. Министерство, например, уже объявило о возможном предоставлении регионам права вводить налог с продаж с 2015 г. (3%, но обсуждается и ставка в 5%), о повышении налога на дивиденды для физических лиц с 9 до 13% и акциза на дорогие сигареты, о введении акциза на газ, поставляемый по «Голубому потоку» в Турцию. Одна из ключевых мер — взимание взносов в фонд обязательного медицинского страхования со всей зарплаты с 2016 г. «Это даст нам примерно 200 млрд руб.», — цитирует «Интерфакс» министра финансов Антона Силуанова. Сейчас взносы в 5,1% берутся только с определенной величины доходов (в 2014 г. — до 624 000 руб. в год). НДС и НДФЛ — стабильные источники доходов. За семь лет поступления НДФЛ снизились незначительно: в 2007 г. — 3,81% ВВП, в 2013 г. — 3,75% (данные из Основных направлений налоговой политики, ОННП). В 2013 г. доходы консолидированного бюджета от налогов на труд — НДФЛ и социальных взносов — впервые превысили поступления от сырьевой ренты. НДС показал более существенный спад — с 6,8 до 5,31% ВВП (для сравнения: по налогу на прибыль спад более чем вдвое — до 3,11%). В 2017 г. Минфин рассчитывает получить от НДС 5,3 трлн руб., от НДФЛ — 3,4 трлн. Если бы ставки были на 2 п. п. выше, то при неизменности прочих условий (а они будут меняться) дополнительные поступления составили бы примерно 0,6 трлн и 0,5 трлн руб. соответственно. Исходя из долей этих налогов в ВВП налоговая нагрузка может вырасти примерно на 0,6-0,7% ВВП, подсчитал директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров. Повышение НДФЛ поддержит регионы, у которых катастрофически растут дефициты из-за исполнения инаугурационных указов Владимира Путина. Это ключевой источник их доходов — 31% поступлений в 2013 г. (2,5 трлн руб.). Налог с продаж в случае одобрения может принести регионам еще около 200 млрд руб. в год, оценивал Минфин. До сих пор государство ограничивалось увеличением налогового бремени на отдельные отрасли или ужесточением контроля: транспортный налог, акцизы, НДПИ, предложения по деофшоризации, напоминает партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин. Теперь обсуждается фронтальное повышение налогов на труд и на потребление, констатирует он, и это двойной удар — рост издержек по НДФЛ и страховым взносам увеличит базу для НДС и, следовательно, нагрузку по этому налогу. Более всего повышение НДС скажется на тех отраслях, которые не смогут переложить эти расходы на потребителей.