Астраханские производители обсудили за “круглым столом” проблемы и перспективы импортозамещения
В Издательском доме "Каспий"
Как сделать так, чтобы астраханский производитель чувствовал себя комфортно? Какие предпосылки для этого есть в рамках принятой правительством РФ программы по импортозамещению? Эти и другие вопросы поднимались на заседании “круглого стола” в Издательском доме “Каспий”, в котором приняли участие представители промышленного сектора экономики области.
Деньги, налоги и сбыт
Тема останется актуальной, поскольку это долгосрочный проект, рассчитанный на развитие российской экономики вне зависимости от того, есть против нас санкции или нет. Однако не превратится ли задуманный подъем производства в пустую декларацию? Астраханские промышленники отвечают на этот вопрос неодносложно. Они понимают, что не бывает тепличных условий для промразвития, особенно в условиях кризиса. Но считают, что должен быть выстроен внятный формат отношений между производителями и структурами господдержки. Впрочем, предоставим слово участникам круглого стола.
Самодостаточны по овощам и рыбе
Виктор Винокуров, президент Астраханской торгово-промышленной палаты:
– Мы до сих пор не запустили процесс импортозамещения в полном объеме и честно говоря, пока больше говорим об этом. Есть ряд комплексных проблем, которые требуют скорейшего разрешения. В России создан фонд поддержки промышленности в рамках программы импортозамещения. К сожалению, никто из присутствующих здесь товаропроизводителей и близко к нему не “подошел”. Из 1350 поданных в фонд заявок положительно рассмотрели всего 74. И деньги (а это 20 млрд рублей распределили по крупным предприятиям Москвы и близким ей регионам. Тяжело работать с банками. Сегодня они предъявляют к производителям повышенные требования и удлиняют по времени сроки получения кредитов. Если раньше, до введения санкций, получить кредит можно было за 2-3 недели, теперь на это уходит не менее двух месяцев. Как руководитель Астраханской торгово-промышленной палаты могу сказать, что подобные проблемы есть у каждого предпринимателя, занятого в среднем бизнесе. Что уж говорить о малом?
Внутреннее беспокойство на рынке
Сергей Бурлаков, заместитель директора ООО “Хлебзавод Наримановский”:
- Наше предприятие выпускает продукт, который не требует импортозамещения. Но если говорить о местном рынке сбыта, то стоит сказать о недобросовестной конкуренции. В Астрахани осталось всего два крупных хлебозавода, которые выпускают продукцию на 90% придерживаясь норм ГОСТа. Хлебным продуктом или фальсификатом заполнено 70% рынка. К примеру, мы за последний год мы заплатили 80 млн рублей налогов. Сопоставимо ли это с отчислениями в казну работающих на рынке нелегальных или полулегальных пекарен, которых в нашем регионе чрезмерно много? Вряд ли. Отслеживает ли кто-либо всерьез их деятельность, оценивает ли качество производимой ими продукции? Приведу пример. В одном из супермаркетов продают хлеб “Ржаной”. В его составе нет даже намека на присутствие ржанины. Зачем вводить в заблуждение потребителя, а не написать просто – “хлебный продукт”? Есть и другие препоны. Например, ограничения по закону о госзакупках. Продукцию хлебозаводов хотят покупать школы, детсады, больницы и социальные учреждения. А закон во многом дает преимущества малому бизнесу.
Дороже, чем на Лондонской бирже
Юлия Верченко, заместитель директора Евпраксинского кирпичного завода:
– Проблемы, которые озвучил Виктор Винокуров, у нас, производителей, во многом одни и те же. И с банками, и с объемами кредитов, которые, действительно, поставлены в зависимость с оценкой предприятия, и со смежными долгами. Плюс еще огромные расходы на энергоресурсы, учитывая специфику нашего производства. 80% от оборотных средств уходит на это. Наша продукция вполне конкурентоспособна на внутреннем рынке. Но есть проблемы и другого плана. Это та же закупка оборудования для производства. Так было отработано в Советском Союзе, что многие предприятия были завязаны на заводы из других союзных республик. А в России крайне мало производств, с которыми мы могли бы сотрудничать. Из-за санкций мы не можем закупать запчасти, к примеру, на Украине. Для нас это было дешевле, и качество устраивало. Теперь покупаем на внутреннем рынке, но дороже.
Кадры, готовьтесь...
Александр Головчанский, главный технолог ОАО “Технология магнитных материалов”:
– Наша продукция – а это производство ферритов – востребована в оборонной отрасли. Потому и импортозамещаема, поскольку, как мы помним еще с советских времен, в оборонке и космической отрасли приоритетным было только собственное производство. (Ферриты – это оксидные магнитные материалы. Применяются в промышленности, атомной энергетике, связи, транспортной и космической отраслях – прим. ред.) То, что в Астраханской области производятся ферриты, уже вызывает удивление. Для нас сегодня главная проблема, помимо, возможно, специфических финансовых, – это квалифицированные кадры. Работа профильных вузов должна все-таки строиться с учетом запросов производителей. И студентов нужно ориентировать на реалии рынка. К сожалению, подготовка будущих специалистов к работе, допустим, в нашей отрасли оставляет желать лучшего.