КонсультантПлюс информирует: Как взыскать с управляющей организации ущерб, причиненный скачком напряжения?

14.05.2021 11:20 Новости компаний
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

Управляющая организация многоквартирного дома (МКД) несет ответственность перед собственниками помещений в таком доме за надлежащее содержание общего имущества МКД.
В состав общего имущества МКД входит, в частности, внутридомовая система электроснабжения.

Справка. Состав внутридомовой системы электроснабжения
Внутридомовая система электроснабжения состоит:

  • из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств;
  • аппаратуры защиты, контроля и управления;
  • коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии;
  • этажных щитков и шкафов;
  • осветительных установок помещений общего пользования;
  • электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов;
  • автоматически запирающихся устройств дверей подъездов МКД;
  • сетей (кабелей) от внешних стен МКД до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электроэнергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электроэнергии, в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электроэнергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электроэнергии, обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электроэнергии.

В случае причинения вам вреда скачком напряжения в электросети, который возник в результате ненадлежащего выполнения управляющей организацией своих обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества МКД, вы вправе потребовать от нее возмещения причиненного ущерба. При этом к отношениям между управляющей организацией и собственником помещения в МКД применяется законодательство о защите прав потребителей.
Для взыскания ущерба с управляющей организации рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Получите акт о причинении ущерба

В случае причинения управляющей организацией ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя составляется акт, который должен содержать описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых он был причинен.
Указанный акт должен быть составлен и подписан управляющей организацией не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. Также акт подписывается потребителем или его представителем. Если потребитель или его представитель не могут подписать акт, в том числе по причине отсутствия в квартире, акт должен быть подписан двумя незаинтересованными лицами.
Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается потребителю или его представителю, а второй остается в управляющей организации.

Шаг 2. Направьте в управляющую организацию претензию

Претензия составляется в письменном виде. В ней рекомендуется указать, в частности, следующую информацию:
1) наименование управляющей организации, адрес ее места нахождения, иные контактные данные: номера телефонов, адрес электронной почты (если известны);
2) ваши Ф.И.О, адрес места жительства, контактные данные, сведения о представителе (если заявление подается представителем);
3) основания предъявления претензии: описание обстоятельств, при которых произошел скачок напряжения, и последствий этого, указание на наличие договора с управляющей организацией, а также на взаимосвязь причиненного вреда с деятельностью управляющей организации;
4) размер причиненного ущерба и требование о его возмещении. Кроме того, вы вправе предъявить требование о возмещении причиненного морального вреда.
К претензии следует приложить документы, подтверждающие ваши требования (акт о причинении ущерба, заключение (отчет) специалиста, обладающего специальными знаниями, о размере причиненного ущерба).
Претензия может быть направлена в управляющую организацию:
лично (в двух экземплярах, один из которых с датой принятия и подписью уполномоченного лица управляющей организации останется у вас);
по почте (заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении);
иным способом, позволяющим достоверно установить, от кого претензия исходит и кому адресована (по электронной почте, факсом и т.д.).
В случае отказа в удовлетворении ваших требований в добровольном порядке или неполучения ответа переходите к следующему шагу.

Шаг 3. Составьте исковое заявление

В исковом заявлении необходимо указать:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) сведения об истце: ваши Ф.И.О., место жительства, а также по желанию - контактный телефон и адрес электронной почты. Если иск подается представителем, указываются также аналогичные сведения о нем;
3) сведения об ответчике: наименование и адрес управляющей организации, а также, если известны, ИНН и ОГРН. По желанию можно указать телефон, факс и адрес электронной почты ответчика;
4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения ваших прав, свобод или законных интересов;
5) обстоятельства, на которых вы основываете свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
6) требование о возмещении ущерба с указанием его размера. Помимо этого, вы можете взыскать с управляющей организации штраф в размере 50% от присужденной суммы за неудовлетворение ваших требований в добровольном порядке, компенсацию морального вреда, а также издержки, связанные с рассмотрением дела;
7) цену иска, которая определяется из взыскиваемой денежной суммы;
8) сведения о предпринятых действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;
9) перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.
При наличии в деле третьих лиц рекомендуем также указать сведения о них в исковом заявлении.
Исковое заявление необходимо распечатать и подписать. Вместо вас поставить подпись может ваш представитель при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд, отраженных в доверенности.
Исковое заявление можно подать в электронном виде на официальном сайте суда при наличии технической возможности для этого в суде.

Шаг 4. Подготовьте необходимые документы

К исковому заявлению следует приложить:
1) документ, подтверждающий уплату госпошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по ее уплате, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины или об освобождении от ее уплаты.
Истцы по искам о защите прав потребителей освобождаются от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.;
2) доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя (при наличии представителя);
3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых вы основываете свои требования. К таким документам могут относиться, например, договор с управляющей организацией, акт о причинении ущерба, документы, подтверждающие размер ущерба, и др.;
4) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют;
5) расчет взыскиваемой суммы с копиями для других лиц, участвующих в деле;
6) документы, подтверждающие совершение действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются.

Шаг 5. Подайте исковое заявление в суд и дождитесь решения суда

Иски о защите прав потребителей рассматриваются мировым судьей, если цена иска не превышает 100 тыс. руб., а если цена иска превышает указанную сумму - районным судом.
По вашему выбору исковое заявление может быть предъявлено в суд:
1) по месту нахождения управляющей организации;
2) по вашему месту жительства или пребывания;
3) по месту заключения или исполнения договора.
Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей - до истечения месяца со дня принятия заявления к производству. В зависимости от сложности дела срок его рассмотрения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Срок для подачи апелляционной жалобы составляет месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Если решение обжаловано и не отменено, оно вступает в силу после рассмотрения жалобы судом. Если решение суда первой инстанции было отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно.