Будущее уже здесь: в Астраханской области газовики испытали уникальный беспилотник для топографической съемки
На Астраханском газоконденсатном месторождении состоялся учебный полёт уникального беспилотного летательного комплекса, который поступил в распоряжение специалистов Службы главного маркшейдера администрации ООО «Газпром добыча Астрахань». За полётом следили представители ПАО «Газпром», ООО «Газпром недра», а также руководители и специалисты различных подразделений ООО «Газпром добыча Астрахань».
Как рассказал заместитель начальника службы главного маркшейдера Игорь Маврычев, использование беспилотного летательного комплекса Supercam SX 350 позволит значительно сократить трудозатраты и оперативно выполнять задачи, связанные с созданием топографических карт.
– Например, на осуществление съёмки одной бригадой на площади 5 га с плотной наземной и подземной производственной инфраструктурой, с учётом камеральной обработки, нам требовалось до месяца. Теперь же будет возможность выполнить данную работу за 1–2 недели. Это особенно важно в связи с решением задач по увеличению добычи на АГК, что подразумевает контроль выполняемых подрядными организациями изысканий и топографической съёмки, а также контроль соответствия проектным решениям при возведении новых объектов, – отмечает Игорь Германович.
Комплекс включает в себя беспилотный летательный аппарат, наземную станцию управления, которая оснащена радиомодемом и специальным программным обеспечением для управления и контроля параметров полёта, профессиональную зарядную станцию для литий-полимерных батарей, набор запасных частей. Также в его состав входит фотограмметрическая станция на базе высокопроизводительного персонального компьютера для обработки результатов полученной аэрофотосъёмки, размещенная в отделе геоинформационного обеспечения Службы главного маркшейдера. Там с помощью специализированного программного обеспечения происходит камеральная обработка результатов полёта.
Расчётное время полёта беспилотного летательного аппарата – 2 часа. Размах его крыльев – 3,2 метра, максимальная скорость – 120 километров в час, крейсерская – 72 километра в час. Он оснащён современной фотоаппаратурой, с помощью которой осуществляются площадные и линейные съёмки. Конструкция беспилотника обладает «гибридной аэродинамической схемой», совмещающей в себе преимущества беспилотного воздушного судна (БВС) самолётного и вертолётного типа. Взлёт осуществляется вертикально, с помощью четырёх подъёмных винтов вертолётного типа. Далее аппарат следует по курсу на одном маршевом двигателе. Посадку он также осуществляет вертикально, на четырёх винтах.
Обычно БВС самолётного типа приземляются на парашютах со скоростью снижения около 2 метров в секунду. При этом удар о поверхность может быть достаточно сильным, что сказывается на сроке использования аппарата и, соответственно, полезной нагрузке. Посадка «вертолётного типа» сложнее с технической точки зрения, но одновременно обеспечивает более мягкое приземление, способствующее долговечности конструкции и сохранности оборудования, которым оснащён беспилотник.
Высоты, на которых способен работать летательный аппарат, – от 100 метров до 2 километров. Полезная рабочая высота, наиболее подходящая для заявленных задач, – 150–200 метров.
– При такой высоте мы имеем фотоматериал, с которого способны получить топографический план масштаба 1:500. Данный масштаб характеризуется сантиметровой точностью. Это будет способствовать обновлению генерального плана нашего месторождения, а значит, и качественному контролю проводимых изысканий, проектирования и строительства, – рассказывает Игорь Маврычев.
Изготовитель комплекса Supercam SX 350 – ООО «Финко» из Ижевска.
– Это абсолютно новая модель. Для её создания мы работали с поставщиками на протяжении трёх лет. Сформулировали технические требования, определили оптимальную комплектацию, проработали варианты развития функциональности и дальнейшего дооснащения комплекса лазерным сканером. В соответствии с намеченными планами производитель осуществлял разработку и в дальнейшем испытательные полёты, – рассказывает главный маркшейдер – начальник Службы главного маркшейдера ООО «Газпром добыча Астрахань» Андрей Тусмин. – Благодарны, что наша инициатива нашла поддержку на уровне как ПАО «Газпром», так и ООО «Газпром добыча Астрахань». Благодарим за помощь департамент 307 ПАО «Газпром» и главного инженера ООО «Газпром добыча Астрахань» Наиля Низамова, горячо поддержавшего наш проект.
Минимальное количество членов экипажа для безопасного осуществления полёта – два человека (пилот и техник). Пилот находится за блоком наземной станции управления, занимается построением полётного маршрута и следит за показаниями авионики на всех этапах полета, непосредственно управляет полётом путём выдачи команды беспилотному аппарату с помощью специального программного обеспечения. Техник осуществляет визуальный контроль, даёт обратную связь пилоту при выполнении команд, определённых листом предполётных и предпосадочных проверок. В соответствии с действующим законодательством, использование воздушного пространства при выполнении полётов согласовывается с военными и гражданскими наземными диспетчерскими службами, как и в большой авиации.
– У нас сформирован план использования комплекса на несколько лет вперёд, утверждённый главным инженером. Планом предусмотрена разработка нормативной документации, определяющей правила эксплуатации и обработку данных, отмечены объекты, на которых будет производиться работа. В первую очередь, займёмся досъёмкой площадок скважин – по всем промысловым объектам актуализация данных требуется постоянно, – отмечает Андрей Тусмин.
На учебном полёте и семинаре, предшествующем промышленной эксплуатации уникального беспилотного летательного комплекса, присутствовали руководители и специалисты подразделений ООО «Газпром добыча Астрахань», гости из ООО «Газпром недра», а также главный технолог отдела 307/8/3 департамента 307 ПАО «Газпром» Данила Панкратьев. Этот департамент курирует маркшейдерское направление во всех дочерних добывающих обществах газового холдинга.
Подводя итог семинара, Данила Павлович отметил:
– Можно констатировать, что будущее в маркшейдерии уже наступило. И Астрахань здесь – на самом пике. Со своей стороны, мы поддерживали коллег, чем могли, помогали согласовывать этот проект в различных департаментах ПАО «Газпром». Данная тема прорабатывается уже давно. Создан координационный совет ПАО «Газпром» по вопросам использования и развития аэрокосмических технологий, которым руководит заместитель председателя Правления Виталий Анатольевич Маркелов. Газотранспортники используют беспилотные летательные аппараты для облёта своих объектов. Для маркшейдерии мы испытывали подобные технологии в Ямбурге и в Астрахани, совместно с АО «Газпром космические системы». Пришли к выводу, что эти проекты очень полезны.
Помимо Ямбурга и Астрахани, которые стали первопроходцами, другие дочерние предприятия интересуются данной темой. Здесь присутствует представитель ООО «Газпром недра», изучающий вопрос с точки зрения использования опыта и дальнейшего приобретения подобного комплекса. Думаю, со временем все дочерние предприятия будут переходить на такие технологии.