Пенсионерская инфляция. Почему она выше обычной
Заканчивается год, и самое время посмотреть, как вели себя цены на самые необходимые пенсионерам продукты и товары: что и как дорожало, а что и дешевело. Помогут нам в этом данные статистики.
В целом и группами
Согласно информации Астраханьстата, цены в регионе за январь-ноябрь текущего года выросли в целом на 4,8%. Но это по всем группам – продовольственные, непродовольственные товары, услуги, а у каждой группы в отдельности своя инфляция.
Так, сильнее всего за 11 месяцев подорожали продукты питания: без учета картофеля и плодоовощной продукции инфляция в этом секторе составила 8,9%, что намного выше общего индекса по региону.
Не отставали услуги, которые в целом стали обходиться дороже на 7,5%. Причем одна из главных составляющих в расходах пенсионеров в этой сфере – тарифы ЖКХ – выросла более чем на 10 процентов.
Непродовольственные товары были менее подвержены росту цен, который в этой группе за январь-ноябрь составил всего 2,6%. Но пожилые люди вынуждены тратить значительные суммы на лекарства (они включены в непродовольственные товары), а они с начала года стали дороже на 8,5%, что втрое больше, чем общая непродовольственная инфляция.
Поэтому реальный рост цен для людей с невысокими доходами, прежде всего пенсионеров, оказывается намного выше, чем цифры, озвученные статистикой. Расскажем немного более подробно, почему так происходит.
.png)
Еда съедает доходы
Личная инфляция каждого человека зависит от структуры его расходов, то есть от того, на какие группы и подгруппы товаров и услуг у него уходит больше денег, на какие – меньше. Астраханьстат определил такую структуру для населения региона.
По оценке статистического ведомства, почти три четверти трат среднего астраханца (74%) приходятся на покупку продовольственных и непродовольственных товаров, причем и на те и на другие уходит примерно поровну – по 37 с небольшим процентов от общей суммы расходов. Еще около 20 процентов приходится на услуги, остальное (порядка 6%) – на алкоголь и общественное питание (столовые, кафе, рестораны, фастфуд и т.д.).
Но это в среднем, а у пожилых людей с небольшими пенсиями структура расходов будет другой. Так, затраты на продукты «съедают» бОльшую часть пенсий – до 50-60%, а у кого-то и больше. А продуктовая инфляция, как мы уже говорили, сейчас намного выше, чем в целом по региону. Серьезную долю в расходах на непродовольственные товары занимают лекарства, тоже дорожавшие быстрее других. Из услуг пенсионеры больше всего тратят на ЖКХ и общественный транспорт, которые в этом году также прилично выросли в цене, а кому-то приходится прибегать и к платным медицинским услугам, что тоже недешевое удовольствие – с начала года они подорожали на 15,6%.
Поэтому реальная инфляция для пенсионеров в два, а то и более раз выше официальных цифр, поскольку им приходится покупать в большинстве своем товары и услуги, дорожающие сильнее остальных.
Борщ без говядины
Для наглядности приводим таблицу цен на самые повседневные продукты, без которых обычному человеку обойтись трудно, в январе и декабре текущего года, и их изменение в процентах. Это средние цены по региону, которые еженедельно мониторит Астраханьстат.
Как видим, не всё безоговорочно дорожало. Так, практически на тех же ценовых уровнях остались мука, гречка, чуть подешевели сахар и подсолнечное масло, а яйца «упали» почти на треть (впрочем, яйца – продукт специфический: цены на него в течение всего года скачут то вверх, то вниз). Но больше всего порадовал овощной «борщевой» набор, по сравнению с началом года здорово «похудевший» в стоимости. Правда, подвела говядина: она теперь так кусается, что приходится для навара класть в борщ практически голую кость или менять ее на свинину.
А впереди – Новый год, и всем хочется на праздничный стол чего-нибудь вкусненького. Пусть у наших читателей будет возможность побаловать себя в праздники, пусть цены растут медленнее, а пенсии – быстрее. Здоровья вам и благополучия.