Придорожные венки хотят запретить. Они пугают женщин и водителей
16.08.2013 11:27
ГИБДД считает, что лучше запретить рекламные щиты
С инициативой запретить дорожные метки о смертельных авариях выступили депутаты Законодательного собрания Еврейской автономной области. Сейчас Законопроект уже рассматривается в Госдуме. Парламентарии ссылаются на мнение психологов, которые считают, что кладбищенские атрибуты на обочинах угнетающе действуют на психику водителей и могут спровоцировать новое ДТП. Установщиков дорожных надгробий предлагается штрафовать, а могильную атрибутику – ликвидировать.
На дорогах много лишнего
Сотрудники городского ОГИБДД заявляют, что пока в Астрахани не было аварий, вызванных тем, что водитель загляделся на памятник погибшему «коллеге».
– Чаще всего памятники и кресты располагаются не на проезжей части и не около тротуаров, – рассказывает инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения отдела ГИБДД по городу Астрахань Ирина Родченкова. – По сути, они устанавливаются в так называемой «зеленой зоне», ответственность за которую несет администрация города.
Кстати, по словам правоохранителей, большую опасность для водителей представляет не траурная атрибутика, а многочисленные рекламные щиты, которыми «разукрашены» астраханские магистрали.
– Чаще всего жертвам ДТП заказывают гранитные или мраморные памятники, – рассказали в одной из астраханских ритуальных контор. – Стоимость гранитного монумента примерно – 5000 рублей, мраморного – 2500.
Могилы-«обманки»
Православная церковь с осторожностью рассуждает о кладбищенских символах на дороге. Одно дело, когда на место рокового ДТП приносят цветы, вешают венки (подобные ритуалы существуют и у моряков, и у альпинистов), а другое – когда обустраиваются настоящие «комплексы скорби»: с памятником, оградкой и даже лавочками для поминального застолья. Создается полное ощущение настоящего захоронения. Правда, никакого религиозного или духовного значения такие могилы-«обманки» не несут, поскольку церковью не освящаются. По мнению священнослужителей, двух могил у усопшего быть не может: памятник должен быть установлен на том освященном месте, где похоронен человек, а не там, где он погиб.
Особенно вызывает много вопросов установка православных крестов на месте трагедии. Как известно, крест призывает верующего человека остановиться и перекреститься. Вряд ли это уместно на трассе.
С начала этого года в Астрахани было зафиксировано 600 ДТП. В них погибли 25 человек, в том числе два ребенка. 745 людей получили травмы. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года в авариях погибли 15 человек.
Зло или благо?
Мнения астраханских водителей полярно разделились.
Одни считают, что напоминания о случившейся трагедии заставляют «проснуться» тех, кто за рулем.
– Когда я еду по трассе и вижу памятник погибшему водителю, то автоматически бросаю взгляд на спидометр,– рассказывает Николай Вершинин. – Это место сразу откладывается в голове, как опасный участок дороги и я становлюсь более внимательным.
– Я считаю, что депутаты страдают ерундой, – соглашается таксист Денис Воробьев. – Лучше бы занимались обустройством дорог, а не ликвидацией памятников жертвам ДТП. Ставить или не ставить «метку» об аварии – это личное дело каждого. И не стоит осуждать родственников, которые решили таким образом увековечить память близкого человека.
Но есть и такие астраханцы, кто полностью согласен с мнением депутатов.
– В реальной жизни за придорожными венками-крестами редко когда следят, и через год они зарастают, покрываются ржавчиной и тускнеют, – объясняет свою позицию водитель со стажем Валерий Баулин. – Считаю, что установка подобных ритуальных атрибутов – это лишнее. Помнить надо человека, а не место его смерти. А на дороге и без этих траурных знаков отрицательных эмоций хватает.
Кресты пугают женщин
– Сложно сказать, как влияет вид придорожных венков, крестов, надгробий и памятников на поведение водителей, – рассуждает психолог Жанна Назарова. – Чаще всего это зависит от эмоционального состояния, настроения, особенностей биографии того, кто за рулем. В каких-то случаях такие мемориальные комплексы действительно могут сработать как «будильник» и взбодрить расслабившегося дальнобойщика. Но люди бывают разными. И, например, на впечатлительных водителей, особенно на женщин, кладбищенская атрибутика может действовать угнетающе. Появится чувство тревоги, которое отвлечет внимание от дороги. Нельзя примерять чужую смерть на себя. Отрицательные эмоции снижают реактивность водительской психики. Я сама езжу за рулем и замечаю, что после того, как увижу крест на дороге, начинаю вспоминать всех своих умерших близких и друзей. А это не лучшие мысли за рулем.