Довезти груз любой ценой: волонтеры под атаками дронов и кассетных боеприпасов
5 декабря в России отмечается День волонтера (добровольца). Сегодня в регионе насчитывается несколько десятков таких объединений. Марта Давидовская возглавляет народное движение волонтеров «Под крылом ангела». Вместе с мужем Юрием они лично доставляют бойцам на передовую гуманитарные грузы.
Марта – многодетная мать – у нее два сына и дочь. Дети знают, что их мама – ангел-хранитель для сотен солдат, которые делают заявки и ждут их реализации. И она их реализует, везет на передовую то, что нужно ребятам для выполнения боевых задач: беспилотники, рации, детекторы дронов, коммуникаторы для прокладывания связи, маскировочные сети. Также движение «Под крылом ангела» помогает медбатам носилками, медикаментами, одеждой для раненых бойцов и многим другим.
Каждый раз, когда она, загрузив под завязку «Газель», которой дали имя «Крош», уезжает туда, где разрываются снаряды и атакуют дроны, она говорит: «С Божьей помощью!». А в такой дороге, которая их ждет, без поддержки всевышнего не обойтись – опасность подстерегает на каждом шагу. Всего на счету Марты Давидовской за два с лишним года 131 поездка в зону СВО, из них 31 – в этом году. Далеко не каждый волонтер, особенно женщина, многодетная мать, способен на это.
«Молилась, чтобы не отвалилось колесо»
Марта не любит говорить о своей деятельности. Она абсолютно непубличный человек. Нам с трудом удалось уговорить ее рассказать несколько историй о гуманитарных миссиях на передовую. За одну поездку отрабатывается 12-18 маршрутов. На точках бойцам отгружаются заказы.
Однажды путь волонтеров лежал в Запорожскую область по полному бездорожью. До линии фронта – 60 км. Объявили опасность атаки вражеских беспилотников.
«Мы едем, и я чувствую, что с колесом что-то не то, оно «гуляет». Останавливаться смотреть, что с ним, некогда – в любой момент можно стать целью для дронов. Едем, я молюсь, чтобы колесо не отвалилось», - рассказывает Марта.
Машина могла встать в любое время. По ее ходу было понятно, что с колесом совсем все плохо. И тут раздался громкий хлопок. Автомобиль с Мартой и ее мужем Юрием тряхнуло.
«Все. Колесо все-таки отлетело! Как теперь довезем ребятам груз? Такая была первая мысль», - рассказывает волонтер. Но при этом автомобиль продолжал движение, значит колесо – на месте. Волонтеры все-таки остановились, вышли из машины и подняли глаза. Прямо над ними в небе был характерный белый след, который остается от сбитого беспилотника. ПВО был ликвидирован дрон, который мог сделать их поездку последней.
Бойцам все-таки были доставлены маскировочные сети, которые они так ждали. И как только «Крош» доехал до ближайшего автосервиса, колесо все-таки отвалилось. Кстати, в ту ночь было 30 прилетов вражеских БПЛА по Луганску. Местные отмечали, что давно так не атаковали враги.

Не упасть в грязь лицом
У бойцов на передовой есть поговорка: «Смотри под ноги. Слушай небо». Если ей следовать, можно спасти себе жизнь. Также есть примета, что если слышишь свист – это пуля не твоя. Свою не услышать, она поразит цель беззвучно.
Однажды в одном из пунктов, куда бойцам был доставлен очередной груз, Марта вышла на улицу из строения, прошла пару метров и услышала странный то ли свист, то ли гул. Дверь мгновенно открылась, и один из бойцов ей прокричал: «Ложись!». Марта не поняла, в чем дело, и присела на корточки. При этом она видела, как находившиеся на улице бойцы попадали плашмя на землю прямо в ноябрьскую грязь. «Я вспомнила поговорку солдат, что раз слышишь свист, в тебя не прилетит, и решила не пачкать одежду. Где там ее стирать потом? Да и некогда, выгрузку ждут уже на следующей точке».
Когда все прошло, из укрытия вышли бойцы и отругали волонтера. Оказывается, в пятистах метрах от них разорвался кассетный боеснаряд, к которому примета про свист не относится. Запросто могло бы ранить осколком. Или того хуже.

Оберег для мамы
По словам Марты Давидовской, бойцы особенно рады гостинцам из дома, которые напоминают им о мирной жизни. Ребятам астраханцы передают вяленую рыбу, пироги, блюда национальной кухни: казы (колбаса из конины), эчпочмаки, кайнары, варенье. Детские письма войны считают личными талисманами. Рисунки и слова, написанные неизвестными девочками и мальчиками – настоящая, мощная моральная поддержка. Такие письма они вешают в блиндажах и носят с собой в кармане формы.
У Марты тоже есть свой талисман – фенечка, сплетенная ей на руку дочкой. Также есть традиция – оставлять дома недоделанные дела – неглаженное белье, недомытое окно. Таким образом, психологически Марта как бы заставляет себя вернуться домой даже из самой опасной точки, чтоб доделать дома эту работу.
На вопрос, не страшно ли заниматься такой волонтерской деятельностью, Марта Давидовская отвечает: страшно. Но еще страшнее этим не заниматься. Когда оказываешься на передовой и видишь, насколько важна помощь волонтеров бойцам, страх отступает. Ну и, конечно, помогает молитва. Там, ближе к опасной черте, она особенно искренняя и мощная. А молится Марта о мире и согласии, о чистом небе без вражеских дронов, о том, чтобы каждый боец вернулся живым домой и о том, чтобы догладить белье, которое осталось дома.
