Для астраханцев начали действовать новые правила ОСАГО
С 28 апреля вступили в силу поправки в закон об обязательном автостраховании (ОСАГО), устанавливающие приоритет натурального возмещения в виде восстановительного ремонта автомобилей перед страховыми выплатами. Осветим основные моменты новых положений закона. В чем главная суть нововведений? Основное изменение, внесенное в закон об ОСАГО федеральным законом от 28 марта 2017 г. № 49-ФЗ: при наступлении страхового случая страховая компания не выплачивает пострадавшей стороне деньги, а ремонтирует автомобиль за свой счет на станции техобслуживания. До 28 апреля было иначе: если страховщик и станция техобслуживания заключили договор, потерпевший мог выбирать между восстановительным ремонтом и страховой выплатой. На кого они распространяются? Новые правила будут действовать только для новых договоров ОСАГО, заключенных после 28 апреля, и только в отношении легковых автомобилей, зарегистрированных в Российской Федерации, принадлежащих физическим лицам. По ранее купленным полисам это тоже возможно, но по договоренности между страховщиком и страхователем. Кто и как выбирает автосервис? Автовладелец на этапе заключения договора ОСАГО сможет выбрать станцию технического обслуживания (СТО), где будет ремонтироваться его автомобиль в случае ДТП, из предложенного страховщиком списка. Перечень СТО, с которыми у страховщика заключены договоры с указанием адресов их места нахождения, марок и года выпуска обслуживаемых ими транспортных средств и примерных сроков проведения ремонта, должен публиковаться на сайте страховой организации и постоянно актуализироваться. Таким образом, автовладелец сможет сам провести своеобразный мониторинг, посмотреть сайты разных страховщиков, список сервисов, с которыми они сотрудничают, и выбрать понравившийся вариант. Какие требования предъявляются к СТО? По закону расстояние до автосервиса от места ДТП либо места жительства автовладельца (по его выбору) должно составлять до 50 км, срок ремонта – не более 30 дней. Гарантия на ремонт составит полгода (год – на кузовные и лакокрасочные работы). Автомобили не старше двух лет, имеющие гарантию, должны ремонтироваться у официальных дилеров для сохранения гарантии. Кто отвечает за ремонт? Ответственность за качество и сроки ремонта несет страховщик. При выявлении недостатков проведенного ремонта автовладелец указывает их в акте приема-передачи при получении транспортного средства от СТО и обращается с заявлением к страховщику. За несоблюдение сроков выдачи потерпевшему направления на ремонт предусматривается начисление неустойки в размере 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. За нарушение сроков осуществления ремонта страховщик будет наказан неустойкой в размере 0,5% от размера страхового возмещения в день. Можно ли выбрать “свою” СТО? Можно, но только по согласованию со своей страховой компанией, для чего надо получить ее письменное согласие. В заявлении о страховом возмещении необходимо будет указать полное наименование выбранной СТО, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты для возможности оплаты страховщиком проведенного восстановительного ремонта. Можно ли вместо ремонта получить деньги? Только в исключительных случаях. Среди таких исключений – случаи полной гибели транспортного средства или превышение размера ущерба установленного законом лимита страховых сумм (400 тысяч рублей), наличие у потерпевшего тяжелых жизненных обстоятельств, выражающихся в причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, наличие инвалидности или смерть потерпевшего. Также, если страховщик не может организовать проведение качественного ремонта, у него нет договоров со СТО, которые соответствуют требованиям, то он продолжит осуществлять возмещение в денежной форме. И для чего все это нужно? Идея заменить страховые выплаты восстановительным ремонтом принадлежала самим страховым компаниям, страдающим от засилья “автоюристов”, перекупающих права требования к страховщикам у автовладельцев и отсуживающих большие суммы. Она была поддержана и Банком России (ЦБ РФ), осуществляющим надзор за деятельностью страховщиков. В ЦБ РФ надеются, что экономическая заинтересованность страховых компаний в возможности осуществлять натуральное возмещение будет стимулировать их к добросовестному исполнению обязательств не меньше, чем нормы о неустойке, а также приведет к повышению доступности этого вида страхования в проблемных регионах. В статье использованы материалы Южного главного управления ЦБ РФ.