"Ластик" не стирается с астраханского маршрута
Конфликт между автоперевозчиками превратился в дело о сговоре За последние два года количество нарушений антимонопольного законодательства в сфере пассажирских перевозок в Астраханской области выросло в несколько раз. Жалобы в Астраханское антимонопольное управление подают не только местные, но и иногородние перевозчики. Одно из последних разбирательств – конфликт между астраханским автопредприятием ПАТП № 3 и краснодарской фирмой-перевозчиком ООО "Ластик". Считая необходимым дать разъяснения по сложившейся ситуации, руководитель регионального УФАС Николай Меркулов провел пресс-конференцию с приглашением заинтересованных сторон. Снежный ком нарушений По словам Николая Меркулова, число правонарушений на рынке пассажирских автоперевозок как на внутримуниципальных (городских), так и на межмуниципальных (межрайонных) и межрегиональных (междугородних), не перестает расти уже второй год. "Если в 2013 году у нас было всего 6 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении перевозчиков, то в 2014 году их стало уже 31.
В текущем 2015 году уже рассмотрено 35 дел по признакам нарушения федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" по статье 14 "Недобросовестная конкуренция". Сейчас в производстве астраханского УФАС по признакам нарушения ст. 14 находится 64 дела, по признакам нарушения других статей закона — 15 дел" - привел статистические данные Н. Меркулов. Кроме того, на рассмотрении находятся еще три заявления, которые в перспективе могут превратиться в антимонопольные дела в отношении автоперевозчиков. "Чернофлажники" рулят Сложившаяся ситуация не может не настораживать, и в астраханском УФАС стараются принимать превентивные меры. Так, в мае этого года в стенах мэрии Астрахани был проведен обучающий семинар, на котором Н. Меркулов рассказал собравшимся предпринимателям-автоперевозчикам, занимающимся перевозками пассажиров по городу в "Газелях" и автобусах, как защищать свои права, не допускать их нарушения и как правильно составить заявление в антимонопольный орган. "Результатом этого семинара были поданные в скором времени более 10 заявлений с требованием провести проверку. Еще пять заявлений поступят к нам в ближайшее время", - рассказал Н. Меркулов. Одна из проблем в сфере главным образом внутригородских перевозок состоит в том, что некоторые недобросовестные перевозчики осуществляют свою деятельность, не имея удостоверения предпринимателя. Они намеренно сдают свои удостоверения, становясь таким образом физическими лицами и продолжают возить пассажиров. Легальные перевозчики называют их "чернофлажниками". Но в отношении них не может быть возбуждено антимонопольное дело по признакам недобросовестной конкуренции. Как считает руководитель антимонопольного управления, "чернофлажники" намерены активно пользоваться этой лазейкой ухода от ответственности, принося убытки добросовестным предпринимателям. "Поэтому в самом ближайшем времени мы соберем общественно-консультативный совет при УФАС и выработаем тактику решения этой проблемы", - заявил Николай Меркулов. Сам себе автовокзал Также руководитель астраханского УФАС дал разъяснения по поводу конфликта между астраханским пассажирским автотранспортным предприятием ПАТП № 3 и краснодарским ООО "Ластик". Обе организации осуществляют межрегиональные автобусные перевозки пассажиров, в том числе и через Астраханскую область. Камнем преткновения, в частности, стал маршрут "Астрахань — Новороссийск — Астрахань", на котором работают обе компании. ПАТП № 3 — государственное предприятие Астраханской области, в состав которого несколько лет назад вошел и Астраханский автовокзал. Как утверждают представители ООО "Ластик", ПАТП № 3 "выдавливает" их с маршрута, создавая с помощью автовокзала самому себе преференции, злоупотребляя таким образом своим якобы доминирующим положением. По словам заявителей, ПАТП № 3 незаконно совмещает в себе функции и автовокзала, и автоперевозчика и ведет себя предвзято по отношению к части предпринимателей: предъявляет претензии к нормативным документам перевозчиков, реализует билеты на рейсы по своему усмотрению, отказывает во въезде на территорию автовокзала. Так автобусы ООО "Ластик" с февраля текущего года вынуждены высаживать пассажиров за пределами автовокзала, так как въезд туда им не разрешают. Николай Меркулов прокомментировал, что в 2014-2015 гг. ПАТП № 3 действительно отказывало ряду предпринимателей в согласовании заключения договоров. Однако после обращений в УФАС, соответствующих проверок и вынесения предписаний, все вопросы были сняты. "Кроме того, на данный момент в адрес ПАТП №3 у нас имеется два антимонопольных дела. Одно из них связано с тем, что предприятие, по нашему мнению, неправильно устанавливает размеры обязательных отчислений за пользование инфраструктурой, продажу билетов, багажные сборы. Дело находится в производстве и 30 июня состоится очередное заседание. Другое дело возбуждено по статье 11 ФЗ-135, запрещающей ограничение конкуренции в виде сговора. Ни одного заседания по этому делу еще не было" - доложил он. Попали на сговор Однако при проверке специалисты УФАС выявили нарушения в работе и самого ООО "Ластик". По действующему законодательству, компания, осуществляющая перевозки пассажиров по межрегиональным маршрутам, должна согласовывать маршрут и остановочные пункты с органами власти соответствующих регионов. Про данным астраханского УФАС, с нашим регионом "Ластик" свои маршруты не согласовывал. А ПАТП № 3, допустив "Ластик" в Астрахань без такого согласования, по мнению специалистов антимонопольного управления, фактически вступило с ним в сговор, ущемляя интересы других перевозчиков по поводу чего и было возбуждено дело, о котором упомянул Николай Меркулов. По данным КаспийИнфо, ПАТП № 3, обнаружив в феврале текущего года факт отсутствия согласования, само сообщило об этом в УФАС, в связи с чем может быть освобождено от ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Относительно же незаконности совмещения функций автовокзала и автоперевозчика руководитель астраханского УФАС высказался однозначно: "Прямого запрета на совмещение двух этих видов деятельности в антимонопольном законодательстве не было и нет. Поэтому организации могут объединяться и функционировать как единое целое. Наша обязанность - следить за тем, чтобы не нарушалось антимонопольное законодательство. По всем заявлениям, которые поступили в адрес УФАС, соответствующие меры были приняты". Он также заметил, что шесть лет назад, когда произошло слияние АПАП №3 и управления "Астраханьтрансавто" в ПАТП № 3, никто данное решение не обжаловал и заявлений по поводу незаконности объединения или того, что оно приводит к каким-либо значимым нарушениям, за все это время в УФАС не поступало.