Троллейбус вернется? Астрахань хотят избавить от монополии маршруток
Астрахань вошла в рейтинг городов с худшим качеством общественного транспорта. Наш город занял последнее место из 76 городов, где проводила свое исследование компания – разработчик транспортных моделей SIMETRA.
Такие результаты жителей облцентра не удивили, поскольку общественного муниципального транспорта у нас нет вовсе. С последним – троллейбусом – горожане попрощались без малого 3,5 года назад.
Недавнее заявление председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко о готовности помочь в развитии общественного транспорта, в том числе и электрического, вселило в критиков частных перевозчиков (а муниципальными пассажирскими перевозками в Астрахани занимается исключительно частный бизнес) осторожный оптимизм. Хотя, судя по комментариям в соцсетях, перспективе возвращения “рогатого” рады далеко не все. В первую очередь из-за загруженности дорог и пробок.
Напомним, спикер Совфеда во время Дней Астраханской области, которые прошли 19 мая в верхней палате Госдумы, поручила профильным комитетам посодействовать астраханским властям в решении этого вопроса.
“И троллейбус был в Астрахани, и трамвай был. Все это надо восстанавливать. Мы пилотный проект помогаем реализовывать в городе Таганроге, давайте мы подумаем (и об Астрахани). Сам регион не справится, потому что это такая застарелая проблема, не сегодня родившаяся”, – сказала она на заседании Совфеда. (В Таганроге концессионер будет полностью обновлять трамвайную инфраструктуру и подвижной состав. Цена вопроса – около 12 млрд рублей. – прим. ред.)
По словам Матвиенко, Астрахани нужны городские транспортные компании, поскольку рынок монополизирован. “Отсюда завышенные тарифы, невыполнение условий по качеству транспорта, по вместимости транспорта”, – добавила спикер.
Не согласиться с этим трудно. Тем более что в нашем случае речь скорее может идти не о развитии, а восстановлении общественного транспорта практически с нуля.
С трамваем, который был запущен одним из первых в России, было покончено в 2007 году. Этого решения бывшему мэру Сергею Боженову, которого называют могильщиком астраханского трамвая, до сих пор не могут простить многие горожане. Прошло 14 лет, от рельсов не осталось и следа. От этого старейшего вида электротранспорта чудом остался раритетный опорный столб начала ХХ века, обнаруженный на Больших Исадах несколько лет назад.
Краеведы и общественники тогда настаивали на сохранении этого столба с историей и призывали власти передать его в музей или превратить в арт-объект. Он до сих пор там стоит. К слову, в июне “электрической железной дороге” исполнился бы 121 год.
О возрождении трамвая сейчас мы даже не заикаемся – настолько это дорого.
Троллейбус почил в бозе в 2017 году. Аккурат в канун своего 50-летия. Причиной стали изношенность контактных сетей и тяговых подстанций, убыточность предприятия – муниципалитет признался, что больше не может тянуть на себе этот вид транспорта. К тому времени из четырех маршрутов остались всего два. Да и сам “рогатый” утратил свою популярность у горожан: надо признать, что троллейбусы ходили уже редко и полупустыми.
В результате часть троллейбусов была распродана, как объясняли в Астраханском транспортном предприятии, чтобы расплатиться с долгами по зарплате. Контактная сеть была разобрана. А в июле 2020 года в пожаре сгорели складской ангар и ремонтное депо.
Несогласные с ликвидацией троллейбусного парка все эти 3,5 года писали президенту Владимиру Путину, в Госдуму, генпрокурату, федеральный СК и даже московский департамент транспорта. Откуда, кстати, получили конкретный ответ. Москва была готова помочь, если на то будет волеизъявление региональных властей.
Параллельно с этим шло и банкротство “АстраханьПассажирТранса” – автобусного перевозчика. На смену ему пришел самарский “Автомиг”, который работает на “синих” автобусах и по сей день. “Синие” в количестве 50 штук пришли из Москвы. Но из-за поломок они выходят в меньшем составе и всего лишь по трем маршрутам. Потребности населения они не покрывают.
Стоит вспомнить, что в том же 2017 году астраханцам успели пообещать электробусы, а позднее чуть ли не в качестве альтернативного транспорта для жителей правобережья – даже канатную дорогу.
Сегодня на рынке пассажирских перевозок доминирующая роль у маршрутных такси. Но и там не все так просто. В последнее время предприниматели уходят с убыточных маршрутов или сокращают подвижной состав, что в первую очередь сказывается на жителях периферийных районов.
Астраханские власти говорят, что ситуация начнет меняться, когда будет модернизирована схема движения общественного транспорта и вообще наведен порядок в этой сфере. На одном из брифингов глава города Мария Пермякова выразила надежду, что это произойдет уже в этом году.
Депутат гордумы Халит Аитов, который все эти годы остается ярым сторонником возвращения троллейбусов на улицы города, считает, что сегодня это вполне реально. Более того, он уверен, что больших затрат это не потребует, а сам процесс может занять примерно полгода.
“В свое время мы обратились в департамент транспорта Москвы. В столице меняют транспортный парк, и нам были готовы передать до 100 троллейбусов и 50 километров контактной сети. Кстати, этой сети хватит на то, чтобы запустить пару-тройку троллейбусных маршрутов. По такому пути пошли, к примеру, Ростов-на-Дону и Махачкала.
Что касается подготовки водителей, то была договоренность с волгоградским комбинатом при местном трампарке. Их специалисты готовы обучать людей на нашей базе”, – говорит депутат.
По словам Аитова, электротранспорт не участвует в конкурсных процедурах, поэтому запустить его можно в любой момент. “Благодаря усилиям активистов, нашей поддержке территория трампарка сохранена. Там только нужно все привести в порядок, при этом колоссальных затрат не потребуется. Ранее в гортрансе озвучивали сумму в 500 млн рублей на запуск троллейбуса. Но мне представляется, что эта цифра была просто взята с потолка. Самое дорогостоящее из этого цикла – ремонт тяговых подстанций, которые находятся в аварийном и предаварийном состоянии. И если Москва все еще готова выделить нам электротранспорт, то при наличии политической воли руководства области все можно сделать”, – считает парламентарий.
“Что касается пробок, которые может спровоцировать большой общественный транспорт, и о чем всегда говорили его противники, то троллейбуса уже три года как нет, а пробки, как видим, есть”, – сказал Аитов.