В Астрахани с апреля исчезнет "непосредственное управление"
Нарушает ли это права граждан?
С 1 апреля 2015 года такая форма управления многоквартирными домами, как непосредственное управление (НУ), фактически перестанет существовать: НУ разрешили оставлять лишь в домах с числом квартир не более 16.
О том, какие правовые последствия может повлечь эта норма, "КаспийИнфо" рассказала юрист регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Ирина Амбурцева.
Нельзя ухудшать
Еще в июле 2014 года в Жилищный кодекс РФ (ЖК) федеральным законом № 255-ФЗ были внесены изменения, согласно которым собственники помещений в многоквартирном доме (МКД), количество квартир в котором более чем шестнадцать, в случае непосредственного управления таким домом в срок до 1 апреля 2015 года обязаны провести общее собрание и принять решение о выборе иного способа управления.
По сути, людям придется выбирать между управлением управляющей организацией (УК) или товариществом собственников жилья (ТСЖ). Если они не сделают это сами, то муниципалитет "принудительно" объявит конкурс по отбору управляющей организации.
Таким образом, поправки в ЖК, вступающие в силу с 1 апреля, сужают возможности выбора собственниками жилья одного из способов управления МКД, предусмотренных законодательством. Однако более общей нормой, которая содержит запрет придания обратной силы любому закону, ухудшающему положение граждан, является часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Из этого исходит и Конституционный Суд, который неоднократно отмечал, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ряда статей Конституции РФ.
Невозможно реализовать
Кроме того, в сложившейся ситуации есть еще один нюанс: исполнение обязанности по изменению формы управления с НУ на иную (ТСЖ или УК) нарушает также право потребителя на выбор исполнителя по договору.
Дело в том, что к 1 апреля еще не будет сформирован исчерпывающий перечень УК, получивших лицензию, поскольку мероприятия по завершению процедуры лицензирования, которая в силу закона носит многоэтапный характер, не будут завершены даже до 1 мая 2015 г., как это предписано Жилищным кодексом.
А часть 1 статьи 162 ЖК РФ прямо указывает, что договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
Потребитель не сможет реализовать и еще одно свое право, предоставленное статьей 445 Гражданского кодекса РФ: изготовление и направление протокола разногласий на проект договора в адрес УК в течение 30 дней и урегулирование возникших с исполнителем разногласий. Таким образом, реализация собственниками обязанности по изменению формы управления в срок влечет нарушение иных гражданских прав.
Надо проверить
В данной ситуации разрешить сложившиеся в законодательстве противоречия возможно только на законодательном уровне путем корректировки указанных выше сроков. Неплохо бы также проверить на соответствие Конституции внесенные в ЖК изменения, упраздняющие непосредственное управление для МКД с числом квартир более 16.
Кроме того, стоит обратить внимание на то, что в настоящее время законодательно усложнена процедура проведения общего собрания собственников. Теперь обязательно проведение его в очной форме, и только при отсутствии кворума возможно проведение в заочной форме. Здесь существует много юридических тонкостей, соблюдение которых необходимо.