Астраханцев насторожили объявления о проверке счетчиков горячей воды на подъездах
Как проводится проверка счетчиков
«В нашем доме на подъездах повесили объявление, что будет проводиться контрольная проверка счетчиков горячей воды со снятием показаний, а если в день проверки сотрудника не допустят в квартиру, то плату за горячую воду станут брать уже не по показаниям счетчика, а по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5. А я в эти дни работаю, в квартире больше никто не живет. Мне теперь тоже будут начислять плату по нормативу?» С таким вопросом в редакцию обратилась И. Аришина. Давайте разбираться в ситуации.
Начнем с того, что утвержденные правительством России Правила предоставления коммунальных услуг обязывают исполнителя (ресурсоснабжающая организация или управляющая компания) не реже 1 раза в 6 месяцев проводить проверку состояния квартирных приборов учета и снимать их показания.
Извещение о проверке должно быть направлено потребителю не менее чем за 14 дней до даты ее проведения. Извещение должно быть вручено потребителю одним из следующих способов: лично под расписку; заказным письмом с уведомлением; телефонным голосовым или смс-сообщением; телефонным звонком с записью разговора; по электронной почте; сообщением в личный кабинет потребителя, открытый на сайте ГИС ЖКХ или на сайте ресурсоснабжающей организации; говорится в Правилах.
Как видим, никаких «коллективных» извещений, развешанных на подъездах, Правила не предусматривают. Но понятно, что коммунальщикам легче оповестить жильцов именно таким, дешевым и сердитым способом,и провести проверку в доме за один-два дня, чем бегать за каждым, вручая извещение под расписку, не говоря уже о других, более затратных как по деньгам, так и по времени способах. Однако такой вид оповещения не вполне корректен.
Как показывает практика, жильцы обычно входят в положение коммунальщиков и в указанное в «подъездном» извещении время стараются находиться дома. Но такая возможность есть далеко не у всех. Конечно, можно встать в позу и заявить: «Вручайте мне «повестку» как положено, иначе знать ничего не знаю!». Но худой мир лучше доброй ссоры, поэтому стоит поискать компромисс: связаться с ресурсоснабжающей организацией (а ее телефоны обязательно указываются в извещении) и согласовать удобные для вас дату и время визита контролера. Кстати, об этом говорится и в Правилах предоставления коммунальных услуг. Думается, можно даже договориться, что вы сфотографируете ваш счетчик с показаниями и пошлете фото по электронной почте или через мессенджер по мобильному телефону (в этом вам могут помочь дети или внуки). Тогда и контролеру приходить не придется.
Теперь — об угрозе штрафных санкций в виде начисления платы по нормативу потребления с коэффициентом 1,5, если специалист не сможет проверить ваш счетчик. Действительно, такая норма в Правилах есть, но применить ее коммунальщики смогут лишь в том случае, если они известили вас о проверке, как положено (см. выше), а вы их либо не пустили, либо вас не было дома, и вы не известили об этом контролеров и не согласовали иной срок проверки. Они обязательно должны составить акт об отказе в допуске к прибору учета как основание для начисления по нормативу. Но начать его (с месяца, в котором проводилась проверка) ресурсоснабжающая организация сможет только через три месяца после даты проверки. То есть даже в этом случае у вас будет достаточно времени, чтобы урегулировать ситуацию.