kaspyinfo.ru

астраханский новостной портал

Тарифы запутали астраханцев: насколько подорожает проезд в маршрутках в 2020 году

Общество

“Новый год еще не наступил, а астраханские маршрутчики уже задирают цены за проезд. Предупреждают, что ездить будем за 25 рублей. В вечернее время вообще уже по полтиннику просят. Как это все понимать?” – такие возмущенные звонки начали поступать от горожан на днях.

Без альтернативы
Маршрутки для Астрахани как изношенный халат: и носить совестно, и выбросить жалко. Но, как говорится, другого транспорта у нас для вас нет. Синие автобусы, поступившие в город в количестве 50 штук, оказались каплей в море. Не хватает и самих маршруток: они вроде на каких-то бумагах есть, но на линии их нет. “Нерентабельно”, – говорят перевозчики. И поделать с этим ничего нельзя – своего парка ни у города, ни у области нет. Перевозками в регионе занимаются исключительно частники.

Регулируемые повысят на рубль?
О том, что стоимость проезда будет расти в течение этого года, было известно еще загодя. Напомним, на 2019 год областная Служба по тарифам (СТ), которая утверждает тарифы в регионе, в том числе и на общественный транспорт, определила предельный тариф на муниципальных перевозках по регулируемым маршрутам в 21 рубль. Для автобусов большой вместимости – 27,5 руб. То есть выше этого предела перевозчики поднимать цену на билеты не могли. Напомним, маршрутки, которые работают по контракту с горадминистрацией по регулируемому тарифу, выделяют литерой “Р”. Эта буква наносится рядом с номером маршрутки.
Для “эрок” и будет, очевидно, СТ устанавливать предельно допустимый тариф на 2020 год. Однако пока сведений, какими они будут, нет. Но с наибольшей долей вероятности стоимость проезда может повыситься традиционно на рубль, говорят перевозчики.

За четвертной
Еще в конце прошлого года частники предупреждали о возможности постепенного повышения в течение года цен за проезд до 25 рублей. Что, собственно, пассажиры некоторых маршрутов уже могут наблюдать. Правда, подорожают билеты, как обещают некоторые перевозчики, в конце декабря и не на всех, даже нерегулируемых, то есть так называемых коммерческих, маршрутах.
Сегодня разброс тарифов, действительно, значительный. Можно встретить маршрутки, где стоимость поездок составляет 19, 20, 21 и 22 рублей. 21 рубль, повторимся, это официально утвержденный тариф для регулируемых маршрутов. Все остальное – это коммерческие цены. Их перевозчики устанавливают самостоятельно.
В последнее время появились и “вечерние” тарифы, действующие с 19.00 или с 20.00 Их тоже определяют предприниматели. На некоторых маршрутках цены варьируются от 35 до 50 рублей.

С учётом конкуренции
Как пояснил  заместитель руководителя региональной Ассоциации автотранспортников Дамир Булатов, не факт, что все коммерческие маршруты сделают планку в 25 рублей. “Здесь свою роль сыграет фактор конкуренции и востребованности маршрутов”, – пояснил он.
– Если говорить о своих расчетах экономически обоснованных тарифов, которые перевозчики, работающие на регулируемых маршрутах (коммерческие от этого освобождены – прим. ред.), ежегодно подают в областную службу по тарифам, то в этом году они не успели этого сделать. Предприниматели получили предупреждения, и до 1 мая 2020 года их обязали подать в СТ данные на 2021 год.
По нашим предположениям, стоимость проезда может увеличиться на
1 рубль. На межмуниципальных маршрутах стоимость проезда может увеличиться на 6-7 коп./км, – пояснил Дамир Булатов.

“Без контрактов и дотаций”
По словам предпринимателя, ежегодно СТ утверждает предельные тарифы по собственным выкладкам и без учета фактических расходов перевозчиков, связанных в том числе с удорожанием ГСМ, топлива, запчастей, машин и их ремонта и т.д. “Были годы, когда стоимость проезда вообще не менялась. И реальная инфляция во многом превышала заложенный тариф. В результате мы имеем сейчас годами накопленный заниженный тариф, невыгодный перевозчикам”, – считает он.
Как пояснил замруководителя ассоциации, в городе львиная доля приходится на коммерческие маршруты, тогда как межмуниципальные попали в реестр регулируемых маршрутов. “В этом случае по закону должна быть частичная или полная компенсация перевозок. Однако начиная с 2016 года, когда федеральный закон о пассажирских перевозках вступил в силу, с перевозчиками контрактов не заключали, следовательно, не выплачивали и дотаций”, – сказал он.

Страдает пригород
Это в свою очередь приводит к дефициту пригородных маршруток, на который жалуются астраханцы. Отчасти это было подтверждено и на недавнем думском профильном комитете.
Депутаты отметили, что четкого механизма организации перевозок по межмуниципальным маршрутам нет, 17 маршрутов существуют номинально. На самом деле они не выходят на линии из-за нерентабельности. В частности, было предложено дотировать такие маршруты и предусмотреть эти расходы в бюджете.
По информации Дамира Булатова, в области работает порядка 2000 маршруток. Полторы тысячи из них приходится на город. Из этого числа порядка сотни – на регулируемых маршрутах. Так что, вероятнее всего, расходы астраханцев на общественный транспорт в следующем году значительно вырастут.