По данным ВЦИОМ, 8 из 10 работающих россиян оказывались в ситуации, когда денег до зарплаты не хватает. 72% работников получают выплаты дважды в месяц, но Трудовой кодекс не запрещает выдавать заработанные деньги чаще. Однако работодатели, как правило, на это не идут: это было бы удобно для сотрудников, но сложно с точки зрения бухгалтерии.
В этой ситуации бизнес и работники находятся по разные стороны баррикад. Точнее, находились до последнего времени. Недавно Mail.ru Group (ООО Мэйл.Ру) представила сервис
PayDay: он позволяет выдать сотруднику зарплату пропорционально отработанному времени в любой удобный для него момент.
В чем проблема
Многие россияне независимо от уровня дохода с той или иной периодичностью оказываются в ситуации, когда срочно необходимы деньги, а накоплений для покрытия таких расходов нет. В случае непредвиденных обстоятельств люди берут взаймы и прибегают к кредитам. Страх потери работы или сокращения доходов усугубляет и так непростую ситуацию.
Компаниям тоже приходится адаптироваться. Забота о самом ценном ресурсе бизнеса – сотрудниках – особенно важна в период кризиса и ограничений, связанных с пандемией. Перед работодателем встает ряд острых вопросов. Как помочь работникам в трудной финансовой ситуации, не увеличивая расходы бизнеса? Как удержать персонал в компании? Как разгрузить руководителя, кадровую службу компании и бухгалтерию от запросов на досрочные выплаты?
Какое есть решение
PayDay – это новый сервис от Mail.ru Group для работодателей и сотрудников. С помощью приложения PayDay на своем смартфоне сотрудники могут видеть, сколько денег заработано к настоящему моменту, и при необходимости моментально получать до 70% от этой суммы на любую карту. Сервис предоставляется компаниям бесплатно и позволяет повысить лояльность и вовлеченность сотрудников, снизить текучесть кадров, сократить затраты на внеплановые выплаты.
«Для компаний сервис, в числе прочего, станет конкурентным преимуществом и позволит снизить текучесть кадров. Для сотрудников – это моментальный доступ к своим заработанным деньгам, что особенно ценно в это турбулентное время. Мы видим, что акценты сейчас сильно сместились: всем хочется просто быть уверенными в завтрашнем дне. А приложение, которое у тебя всегда в кармане и которым ты в любой момент можешь воспользоваться, несомненно, способствует этой уверенности», – рассказывает руководитель проекта Сергей Молчанов.
Что говорит рынок
Приступая год назад к созданию сервиса PayDay, Mail.ru Group проанализировала потребности рынка. Компания провела опрос среди 1000 человек линейного персонала в 21 компании.
В результате оказалось, что в среднем работники тратят 81% заработной платы уже на 7 день после выплаты. Как следствие, более трети респондентов занимают деньги на необходимые нужды уже через 1-2 недели после дня получения зарплаты.
Работники обычно просят взаймы или берут кредит на погашение регулярных выплат в том числе по кредитам, крупные покупки, развлечения, лечение, образование, праздники и отпуск.
Однако кредитные продукты имеют существенные ограничения, которые становятся ловушками. Длительный период беспроцентного использования и высокий кредитный лимит стимулируют владельца кредитной карты тратить чаще и затягивают его в ситуацию, когда вовремя погасить задолженность становится невозможно. Всё это приводит к ещё большим тратам и попаданию в «кредитное рабство».
Также не стоит забывать про рынок МФО, который составил 212 млрд. рублей в 2020 году. Вопреки расхожему мнению об асоциальной аудитории микрофинансовых организаций, их продуктами пользуются обычные люди, которым срочно понадобились деньги.
Исследование PayDay показало, что люди берут деньги в МФО, в первую очередь (43%), на оплату регулярных счетов (кредиты, ЖКХ и пр.). Среди прочих причин – дополнительные траты (32%), ежедневные нужды (19%) и здоровье (6%).
Что может сделать работодатель?
Большинство российских компаний предлагает сотрудникам получать заработанные деньги два раза в месяц. При этом более половины работников (54%*) хотели бы получать зарплату пропорционально отработанному времени: например, несколько раз в неделю. Главные мотивы — острая необходимость в деньгах в момент, когда до зарплаты еще далеко (43%), и возможность сразу же увидеть результаты труда (42%).
Сервис PayDay от Mail.ru Group создан для того, чтобы помочь работодателю поддержать своих сотрудников на плаву в кризис, снизить стресс и повысить их вовлеченность в трудовой процесс. Компания при этом сможет сэкономить за счет снижения уровня ротации персонала.
С сервисом PayDay сотрудники подключенных компаний смогут получать заработанные деньги в любой удобный день — или даже ежедневно. Снять можно до 70% от суммы, заработанной на момент запроса. Оставшиеся деньги будут перечислены в установленные компанией дни выплаты аванса и заработной платы.
Подробную информацию можно узнать по электронной почте
anastasia.ivanova@corp.mail.ru* — здесь и далее: результаты совместного исследования предпочтений работающих россиян Mail.ru Group и ResearchMe, март 2020 года.