kaspyinfo.ru

астраханский новостной портал

Какие кредиты и под какие проценты могли брать арестованные Султанов и Шведов

В Ростове-на-Дону арестованы бывший глава правительства Астраханской области Расул Султанов и и.о. министра финансов Виталий Шведов. По версии следствия, обвиняемые злоупотребили своими полномочиями, взяв кредиты на общую сумму порядка 6 млрд рублей по ставке от 7 до 8,5% годовых. При этом на счетах областного бюджета имелись значительные остатки средств, и реальной необходимости в коммерческом займе не было. Если бы у региона действительно была бы надобность в займе денежных средств, то чиновники могли бы привлечь бюджетный кредит по более низкой банковской ставке – 0,1%, следует из материалов дела.

А региону был причинен крупный ущерб – не менее 212 млн рублей, полагает следствие. Преступные деяния обвиняемых, считает следствие, привели к подрыву авторитета государственных органов власти. Но не всем понятна суть предъявленного им обвинения . Мы попытались разобраться, для чего вообще регионы берут кредиты.

Бюджет субъекта федерации грубо можно сравнить с бюджетом обычной семьи: если на что-то не хватает денег, их надо занять (форс-мажоры типа находки клада, выигрыша в лотерею и проч. не в счет). Обычные люди занимают у друзей, на крупные покупки берут кредиты в банках и перехватывают до получки в микрофинансовых организациях. У регионов друзей-благодетелей, как правило, нет, поэтому остаются либо кредиты, либо выпуск и распространение ценных бумаг (например облигаций), но последним видом заимствований Астраханская область давно уже не занимается.
Долговые обязательства региона называются государственным внутренним долгом субъекта Кредитоваться регион может двумя способами: занять деньги у коммерческих банков под соответствующий процент или попросить в долг у федерального центра, получив бюджетную ссуду под низкую ставку. Сейчас она составляет всего 0,1% годовых, то есть практически это не кредит, а рассрочка.
Понятно, что бюджетный кредит выгоднее банковского, и когда в 2014 году регионам разрешили пользоваться этим финансовым инструментом, они не отказывали себе в удовольствии, занимая столько, сколько разрешал центр. Но потом настали тяжелые времена, кризис, собственные доходы регионов пошли вниз, а тут еще майские указы президента 2012 года по повышению зарплат бюджетникам надо выполнять…
Поэтому многие регионы, чтобы свести концы с концами, вынуждены были увеличить объемы как бюджетного, так и банковского кредитования. Астраханская область не стала исключением, и по итогам 2016 года мы оказались среди территорий с наибольшей долговой нагрузкой: соотношение объема внутреннего долга региона (29,5 млрд. рублей) к собственным доходам областного бюджета достигало почти 140%. Затем дела пошли получше, наши доходы пошли на подъем, стали снижаться как долговая нагрузка, так и объем госдолга. По данным Минфина РФ, если на 1 января 2019 года объем госдолга региона составлял 22,2 млрд. руб., то на 1 июля он снизился до 17,75 млрд. руб., причем в 2019 году кредитов область пока практически не брала. Из общей суммы задолженности кредиты коммерческих банков (со средней ставкой в 2018 году около 8,2% годовых) составляют всего 3,3 млрд. руб. (18,6% от общей суммы долга), 14,45 млрд. руб. — бюджетные кредиты под 0,1%.
А долговая нагрузка уже менее 60%.
По данным регионального минфина, в 2017 году Астраханская область заняла у коммерческих банков 16,7 млрд. руб., погасила 19,6 млрд. руб., в 2018 году — соответственно 7,9 и 12,7 млрд. руб., за 5 месяцев 2019 года привлечено 0,2 млрд. Примечательно, что в 2018-2019 годах региону перестали выдавать бюджетные кредиты, а задолженность по банковским ссудам уменьшилась почти в 4 раза.