В Астраханской области на Волге взорвали коряжники
Об этом нам рассказал обозреватель ИД "Каспий" Олег Сарана. Приводим его слова полностью:
Коряжники на Волге выше Астрахани появляются, как правило, по берегам, которые моет течение и на которых растёт лес. Обваливаясь в полую воду, деревья образуют под водой уникальный биотоп, где в течение круглого года держится рыба, находя там укрытие и защиту как от хищников, так и от человека. Кроме того, коряжники являются аналогом зимовальных ям в дельте. Именно в них находит защиту от плывущего льда рыба, там же она и зимует, покидая основное русло и концентрируясь в них прямо перед ледоставом в начале зимы, причём как хищники - сомы и судаки, так и мирная рыба - сазаны, лещи, густера и другие.
Протяжённость коряжников вдоль береговой линии в иных местах достигает двух, а то и трёх километров. Нетрудно представить, какое количество рыбы находится в них перед зимовкой.
Одни из самых богатых рыбой коряжников в Енотаевском районе находятся вдоль заказника Буховский по левому берегу Волги, а по правому берегу - коряжник, расположенный выше по течению от истока реки Енотаевки.
Понятно, что желающих добыть там рыбу хоть отбавляй, но сделать это обычными удочками и даже сетями, косынками и другими незаконными орудиями лова очень непросто.
Ещё лет семь-восемь назад, задержавшись как-то на рыбалке в ноябре до темноты, я услышал, как к коряжнику на Буховском подъехала лодка, затем на ней включился яркий фонарик, который горел долгое время, медленно передвигаясь вниз по течению.
На следующий день я позвонил знакомым браконьерам и спросил, что это может быть, и они ответили, что это электроудочники, которые частенько в это время зачищают коряги. Из разговора с ними я понял, что явление это стало обычным для тех мест. Тем не менее зимой рыба в этих коряжниках была, и рыбаки-любители всегда могли половить там рыбу.
Однако в этом году ни по первому льду, ни по последнему рыбы в этих матёрых коряжниках не было, её словно ветром сдуло. Из общения с источниками в Енотаевском районе мне удалось выяснить, что перед ледоставом эти коряжники просто взорвали, причём иногородние рыбаки-любители, оснащённые подводными камерами, зимой наблюдали на дне большое количество мёртвой рыбы.
То, что при взрыве большая часть рыбы остаётся на дне, факт общеизвестный, о нём подробно рассказывал Жак Ив Кусто в одной из своих передач, но, по всей видимости, те, кто это сделал, телевизор не смотрят. Поэтому наверняка сделают это ещё раз.
Я вырос в Володарском районе на реке, в среде, где грань между рыбаком и браконьером довольно размыта и где не считается зазорным поймать рыбу сетью. Но даже в этой среде есть свои правила и понятия, и электроудочки и взрывчатка всегда были табу. Никакая безработица или безденежье не может служить оправданием такого варварского промысла. Люди, которые это сделали, приехали туда не на велосипедах, а на лодках с импортными моторами, у них нашлись деньги на бензин и взрывчатку.
Я практически уверен, что те же самые люди в другое время года промышляют там сетями, и их семьи не голодают. Надеяться на их совесть - дело безнадёжное, а вот на угрозу наказания, причем не только от власти, но и от своих земляков, которых кормит река, можно.
В этой среде все про всех знают. Весть о том, что кто-то поймал осетра или белугу, часто долетает до полицейских и инспекторов рыбоохраны быстрее, чем рыбу довозят до дома. И не составит большого труда найти тех, кто взрывал коряги. Да, не будет доказательной базы и прочих атрибутов правосудия, но есть и другие инструменты влияния на подобных граждан, и чаще всего они более эффективны. Нужно просто дать понять этим горе-рыбакам, что своими действиями они не только гробят последнее, что осталось в реке, но и подставляют тех, для кого рыба - единственный источник существования.
Не должны в стороне остаться и базы отдыха, которых в том районе расположено около десятка, включая и те, что расположены на Ахтубе. Они серьёзно теряют от действий подобных граждан. Им по силам в ноябре перед ледоставом организовать ночные или круглосуточные дежурства на реке совместно с сотрудниками полиции и рыбоохраны. Само присутствие таких патрулей на воде, а информация об этом разлетится мгновенно, остановит желающих устраивать бомбардировки на реке.