Нужен ли в России памятник Ивану Грозному?
Едва ли не самая обсуждаемая сегодня в СМИ, особенно на онлайновых ресурсах, тема – установка памятника Ивану Грозному в Орле. Идеи установить памятники деспотам, истреблявшим собственный народ с остервенением больше любого ворога, приведшим народ к глубокой смуте после своей неизбежной кончины, нет-нет, да и пробрасывались через общественное мнение. Иногда – успешно. Впрочем, успех в Орле может оказаться похуже пирровой победы.
Бессодержательный абсурд Вряд ли стоит обсуждать содержательную сторону абсурдного события – в его основе лежит поразительно быстрая деградация образовательного и интеллектуального уровня в современной России. Все больше разводится “ученых”, не способных и не видящих смысла работать с источниками. Но, напротив, уверовавших, что факты сами по себе не играют никакой роли: что объявим действительным, то и будет фактом. А как там на самом деле было – это ж замучаешься по библиотекам-архивам древние рукописи расшифровывать и на раскопках мозг ломать. А народ в стране всеобщего платного высшего образования тем более не заморачивается - прослушать минимум аудиторных часов, получить диплом-справку и пристроиться куда-нибудь в бюджетную сферу. Жить можно, и слава Богу! Мучеников и душегубов следует отделять Эмоциональную сторону четко сформировали ныне живущий советский и российский режиссер и сценарист, автор фильма “Царь” об Иване Грозном-душегубе Павел Лунгин и почивший до установки памятника Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Последний, обращаясь к участникам Епархиального собрания 15 декабря 2001 года, сказал: “Какая-то группа псевдоревнителей православия и самодержавия пытается самочинно, “с черного хода” канонизировать тиранов и авантюристов, приучить маловерующих людей к их почитанию. Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Церковь, подорвать ее моральный авторитет. Если признать святыми Ивана Грозного и Григория Распутина и быть последовательными и логичными, то надо деканонизировать митрополита Московского Филиппа, прп. Корнилия, игумена Псковско-Печерского и многих других умученных Иваном Грозным. Нельзя же вместе поклоняться убийцам и их жертвам. Это безумие. Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церкви, которая одинаково почитает убийц и мучеников, развратников и святых?” - конец цитаты. “Не играйте с огнем” Павел Лунгин, хорошо изучивший историю царства Грозного во время работы над фильмом, отреагировал почти словами Алексия II: “Встает вопрос, что, Россия обезумела? Почему через пять веков хочет возвеличивать злодея? Хочется предостеречь: “Не вызывайте дух злодея. Не играйте с огнем, это опасная игра, жертвами которой вы сами можете стать”. Чур меня, пожелаем жителям Орла, чтобы пророчество режиссера не сбылось. В порядке бреда? Но достаточно цитат, попробуем разобраться. Рискну предположить, что две социальные группы заинтересованы в обсуждении и реализации подобных абсурдных проектов. Первая группа находится в среде активистов-полуобразованцев, которые слышали, что Иван Грозный присоединил к России Казань и Астрахань, и другого не знают. А раз присоединил – значит, все оправдано. Что иваново царствие сделало неизбежным последующую смуту, отбросившую Россию на века назад – это постижение для полуобразованцев невозможно, а потому и отвергается напрочь. Активисты все еще надеются, что им дадут реальную власть и пулемет, чтобы расстрелять всех более успешных в жизни. При этом почему-то упускается из виду весьма вероятный факт: “пулемет” может попасть в руки к их “визави”. Вторая группа – это представители политико-административной элиты, которой необходимо, чтобы народ обсуждал всякий бред, а не задавался неудобными вопросами: “почему нет денег на индексацию пенсий?”, “почему цены растут как на дрожжах?” и т.п. Это называется “формировать повестку дня”. То есть, “повестка”, которая доводится до народа через зомбоящик, должна содержать что угодно, кроме того, что народа действительно касается. И пусть он спорит с пеной у рта. Попутно можно прокачать идею – всякая начальническая власть – от Бога и чем начальник грознее, тем лучше для народа. Но тут у упомянутой элиты возникает риск, поскольку она не чувствует грани, за которой ее управляющие возможности исчерпываются, и активисты нечаянно дорываются до вожделенного маузера. Извлекать уроки из истории Такой просчет элите не раз в российской истории обходился дорого – ее пожирал ею же взращенный монстр полуобразованцев, “реконструкторов” и прочих маргиналов, нечаянно, по недосмотру элиты дорвавшихся до реальных властных рычагов. В российской и не только истории все автократии рушились из-за того, что усопший очередной “грозный” влезал в военные авантюры, разорял и частенько истреблял для профилактики (чтоб на власть никто не покусился) собственный народ. И за каждым царствием особо грозного вождя следовала более или менее жестокая форма смуты. А этого так не хочется. Прав Лунгин: не вызывайте дух злодеев, не факт, что “спириты” не станут его же первой жертвой. Не к добру это.