Россияне перестают покупать импортные товары
24.03.2014 13:16
Кто из патриотических соображений, кто - из желания экономить
42% россиян за прошедший год ни разу точно или скорее всего не покупали импортные товары. По итогам прошлогоднего опроса таких было 39%, говорится в докладе GfK, крупнейшей мировой компании на рынке маркетинговых исследований. Рост покупок отечественных товаров резко возрос во время Олимпиады и поддерживается из-за конфликта с Украиной, говорят торговцы.
АСТРАХАНЬ-НОВОСТИ-ЭКОНОМИКА-ЦЕНЫ-ИМПОРТ
От Грузии до Украины
Впервые рост патриотических настроений у покупателей-россиян был замечен в 2008 году, пишут сегодня «Ведомости» со ссылкой на российское подразделение GfK. Экономисты связывают подобное поведение не только с войной против Грузии, но и с кризисом, который ограничил возможность чаще покупать дорогие импортные товары.
Доля импорта в товарообороте розницы продолжала снижаться все последние годы, свидетельствуют данные Центра развития Высшей школы экономики. С докризисного пика в 47% она упала в 2009 году до 41% и в последние два года находилась на уровне в 44%.
Впрочем, настоящего массового отказа потребителей от продукции зарубежного производства в розничных сетях не отмечают. Скорее события последних недель сказались на определенных группах товаров.
Российские кепки и крымские вина
«Можно довольно уверенно говорить, что был рост покупок отечественных товаров во время Олимпийских игр. В первую очередь скорее непродуктовых — символика сборной, например, сувениры, товары с логотипом «Сочи-2014», — говорит представитель сети Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Владимир Русанов.
После того, как Олимпиада закончилась и началась кампания против Украины, спрос на товары с российской символикой продолжил расти. Ритейлеры уверяют, что продажи маек, кепок и тому подобных аксессуаров выросли только за последнюю неделю в 1,5-2 раза. Такие покупки - скорее способ подчеркнуть принадлежность к группе «русские», чем выбор продукта как таковой, - уверяет уверяет руководитель направления «Рыночные возможности и инновации» в GfK Александр Шмельков.
Месячный опрос 1000 покупателей проводился GfkRus в городах с населением не меньше 500 000 человек. GfkRus – российское подразделение германской компании Gesellschaft für Konsumforschung («Общество изучения потребления»).
С начала марта в сетевых магазинах выросла доля продаж крымских вин — например, с 8 до 15% в сети «Дикси», втором по выручке российском ритейлере.
Ищем подешевле
Впрочем, в кризисные годы доля покупателей, отказывающихся от импортных товаров, как правило, растет всегда, отмечают в Gfk: «Естественно, потребители выбирают более дешевые российские аналоги».
О наметившейся экономности россиян уже с начала года говорит крупнейший российский ритейлер «Магнит». «Мы отмечаем явный тренд на переориентацию покупателей в сторону товаров в более низком ценовом сегменте», — заявил ритейлер. Это характерно для всех товаров и для всех социальных групп потребителей, констатировала компания.
Заметили такую динамику и независимые аналитики: по данным Nielsen за III и IV кварталы 2013 года 38% респондентов в России заявляли, что стали покупать более дешевые продовольственные бренды, хотя еще в I и II кварталах прошлого года таких покупателей было 20 и 18% соответственно.
В тему:
В Астрахани второй раз за неделю подскочили цены на бензин
Минимальная цена бутылки водки подрастёт до 199 рублей
Из-за удорожания грузоперевозок в Астрахани подскочат цены в гипермаркетах