Как соратники Власова определили культурное лицо Астрахани

10.11.2024 14:00 Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

Открывшаяся на днях в Астрахани в доме-музее Кустодиева выставка «Соратники Власова. Взгляд из прошлого» небольшая, несколько витрин с документами, письмами, фотографиями, да два десятка живописных произведений. Но каких! Авторы практически каждого из них известны астраханцам своим вкладом в культурную жизнь города на рубеже 19-20 веков. Объединяет их то, что все они входили в художественный кружок, созданный художником и педагогом Павлом Власовым.

Он приехал в Астрахань в возрасте 33 лет в 1890 году преподавать в женской Мариинской гимназии и прожил здесь до самой смерти в 1935 году (похоронен на главной аллее старого кладбища). Вы хотя бы единожды, но слышали о нем, ведь имя Власова носит художественное училище, у истоков которого он стоял и в котором преподавал после революции. В общем, создал систему художественного образования в городе. В 1896 году основал художественный кружок соратников-единомышленников (собирали заказы, проводили выставки), членами которого были художники, фотографы, однако преобладали архитекторы. И его ученики.

Самый блистательный, разумеется, Борис Кустодиев. Он через всю жизнь пронес благодарность к Власову, считал его своим лучшим учителем. На центральной стене выставки портрет Власова, созданный Кустодиевым.

Почти рядом натюрморт очень даже астраханской тематики «Воблы», работа еще одного ученика, Ивана Горюшкина-Сорокопудова. Он тоже рано покинул Астрахань, жил в Пензе, преподавал в художественном училище. Связь времен: в середине прошлого века там учился нынешний мэтр астраханской живописи Николай Рудиков. Учился у ученика Власова.

С портретом Власова соседствует выполненный им портрет астраханского архитектора Сергея Карягина, построившего едва ли не половину астраханских церквей (сохранились далеко не все). Самое масштабное его произведение – главная архитектурная вертикаль города и кремля, башня-колокольня Пречистенские ворота.

Работа Ивана Нюнина «В астраханском кремле. Гульбище» – в самом центре. Мы видим уходящую вдаль перспективу галереи-гульбища Успенского собора и поневоле задумываемся – а что там впереди? По словам куратора выставки, старшего научного сотрудника музея Власты Ватаман, это можно рассматривать как некий портал, ведущий из прошлого в будущее. Из их настоящего в наше и дальше... Фамилия Нюнины мало-мальски знакомым с краеведением тоже известна. Их было два состоятельных брата (бондарное дело), Иван – художник, а Григорий отдавал предпочтение садоводству. Для его цветочного магазина и оранжереи был выстроен удивительной красоты дом в стиле модерн (кстати, архитектор Николай Миловидов тоже когда-то был членом кружка), украшающий пересечение нынешних улиц Свердлова и Шелгунова. Именно из дома Нюнина когда-то были переданы пальмы в открывшийся в 1909 году кинотеатр «Модерн».

Замечательный астраханский писатель Юрий Селенский в своей автобиографической книге «Не расти у дороги» с уважением отзывался о преподававшей черчение в школе №10 Евдокии Нешмониной, «бабушке-революции», как ее называли. Есть астраханцы, которые помнят, что у нее учились их родители. На выставке представлены два ее живописных произведения.

А еще выставлены работы Артемия Зурабова, Артемия Сергеева, Николая Протасова (ставшего потом директором картинной галереи). Рассказывать можно долго, лучше пойти и посмотреть.

В доме-музее Кустодиева есть зал произведений Власова (учитель!). А на выставке представлено то, что мало кто видел, фондовые работы галереи, а также материалы из частных коллекций астраханцев – Сергея Степанова, потомков Нюниных, Зурабовых.

Выставка продлится до 20 февраля.

Автор: