Нужно ли делать уроки вместе с ребенком: мнения и советы астраханских экспертов
Учить или не учить уроки с ребенком – пожалуй, один из вечных родительских вопросов. Практически “быть или не быть”. И у каждого взрослого найдутся свои аргументы за и против.Мы учим вместеНельзя сказать, насколько численно отличается армия родителей, которые делают все уроки вместе с детьми, от той, в которой подготовка домашки – святая обязанность и долг только ребенка. Однако представители и той и другой стороны встречаются довольно часто, особенно на этапе начальной школы.“Мы все уроки учим вместе с Сашей, - рассказывает Ольга, мама четвероклассника. – Ну, а как иначе? Нагрузки на детей совсем немаленькие, а мы еще в кружки и секции ходим. Иногда он приходит с тренировки в половине восьмого вечера. Тут не знаешь, за что браться: или уроки учить, или ужинать, или презентации с докладами готовить. Конечно, я помогаю Саше с домашним заданием”. Ольга рассказывает, что иногда, чтобы домашнее задание было выполнено, решает его сама, а сын переписывает в тетрадь. “Да, я понимаю, что это неправильно, но иногда просто нет другого выхода, - делится мама школьника. – Саша очень переживает, когда учительница в классе делает ему замечания или ставит плохие оценки за невыполненную домашнюю работу”.И таких примеров немало. Бывает, что родителям легче написать домашнюю работу за ребенка, а не объяснить ему, КАК сделать путем вопросов и побуждения к рассуждению. Конечно, проще решить столбик примеров на порядок действий и заниматься бытовыми делами, чем растолковывать на ночь глядя непонятную тему.К средней школе, как правило, родительский пыл утихает. Мамы и папы предоставляют ребенку большую самостоятельность. Это связано и с тем, что задания становятся сложнее, а не все родители хорошо помнят школьную программу средней и старшей школы.Многие творческие задания также ложатся на родительские плечи. В школах нередко требуют подготовки презентаций, сделанных с применением компьютерных программ. Вряд ли 7-10-летний школьник самостоятельно способен за часок найти нужную информацию и сверстать в Power Point реферат или презентацию. Но ведь и не все взрослые умеют это делать. Вот и получается – задание дано всему классу, но выполнили его хорошо если половина учеников (читай “родителей”).Пусть будет самостоятельным“Когда Алина пошла в школу, я сказала ей, что она теперь совсем большая, а занятия в школе – это ее работа, - рассказывает мама шестиклассницы Альбина. – Такая же работа, как и моя. Поэтому выполнять все задания она должна сама, а я буду только проверять”. Алина с первого класса делает домашнюю работу самостоятельно. Когда не получалось совсем, откладывала урок и дожидалась маму, чтобы объяснила непонятное. “А сейчас уже и не ждет меня. Открывает интернет и находит видео-уроки с объяснением непонятной темы, - говорит Альбина. – Она у меня не отличница, но мы и не гонимся за пятерками. Главное, чтобы понимала и знала. Пусть даже тройка будет, но своя, заработанная”.И педагоги, и школьные психологи рекомендуют не оставлять ребенка, только начавшего школьное обучение, наедине с новой реальностью. Ведь иногда получается так: были-были дочка или сынок маленькими, им во всем помогали и тут… бац!.. школа. И все, моментально дети стали взрослыми и самостоятельными. Но ведь это совсем не так! Малыши еще продолжают оставаться малышами. Да, сменился их статус, но самостоятельности от этого не прибавилось. Ей еще обучить надо.По мнению учителя начальных классов Адели Досмухамедовой, в школе первой ступени лучше выполнять домашнюю работу под контролем взрослых. “Конечно, это не означает, что мама должна сидеть и диктовать ребенку, как и что писать, – поясняет она. – Нужно быть готовым прийти на помощь при затруднении. Нужно объяснить недопонятое на уроке: все-таки программа начальной школы не настолько сложна, чтобы родители не смогли этого сделать. В конце концов, можно предупредить учителя, что выполнить задание не получается, и тогда педагог сам сделает его с учеником”.Советы педагога“В том, что дети бросают учиться, отлынивают, не выполняют домашнее задание, есть вина и родителей – уверена учитель математики Дина Шумакаева. – Контроль нужен на протяжении всего периода обучения в школе. Особенно не стоит отпускать детей плыть по течению в 7-8 классе. Они взрослеют, появляются новые интересы, учеба отходит на дальний план. Но ведь взрослые прекрасно должны понимать, что два года пролетят и наступит время сдавать экзамены. И те, кто не учился, не смогут справиться с заданием”.Самостоятельность, как любое человеческое качество, воспитывается. Она не берется ниоткуда. Поэтому и не стоит требовать от ребенка того, чему его не научили. Зато чем раньше он усвоит новые правила, тем легче будет ему в будущем.Например, важно научить ребенка правильно распределять время при подготовке домашнего задания. В начальной школе на это требуется не более 1,5 часов, в пятом классе – до 2 часов, в 6-8 классах – 2,5 часа, в старшей школе – около 3,5 часов. Поможет и такой прием. На каждый предмет – полчаса времени. Если за 30 минут задание не выполнено, учебник все равно откладывается и делается следующее задание за те же полчаса. Так дети учатся “чувствовать” время.Разумеется, никогда не нужно выполнять задания вместо ребенка. Во-первых, учитель видит, когда работа сделана самостоятельно, а когда бездумно “сдута”. Во-вторых, это медвежья услуга – ребенок все равно не усвоил тему. И потом родителям не нужно сдавать ЕГЭ, а вот школьнику это просто необходимо, чтобы иметь шанс продолжать обучение.