Что изменит единая платежка ЖКХ. Ее собираются ввести по всей стране
Министерство строительства и ЖКХ РФ в очередной раз выступило с инициативой свести все платежи граждан за жилищно-коммунальные услуги в единую квитанцию. Мысль далеко не нова. О ней говорят лет эдак уже двадцать, технологии идут вперед, но дальше разговоров дело пока не идет. Локальные попытки регионов по самостоятельному внедрению единой платежки на все, как правило, оказывались неудачными. В том числе и в Астраханской области.
Прямым договорам — нет!
Ввести по всей России единый платежный документ за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) предложил глава Минстроя и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин заседании профильного комитета Госдумы.
По словам министра, у россиян не должно быть прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями (РСУ), а все платежи надо свести в единую квитанцию. Соответственно, в каждом регионе должен быть создан единый оператор по сбору средств, то есть единый расчетный центр. Это, по мнению чиновников, упростит россиянам, которые сейчас получают по несколько квитанций от разных РСУ и их платежных агентов, процесс оплаты ЖКУ и упорядочит их взаимодействие с коммунальщиками.
Идея фикс
Идея «снести все яйца в одну корзину» витает в умах чиновников много лет, а в последние годы о ней говорят практически постоянно. Так, об обсуждении введения единой платежки сообщалось в 2019 году, а в 2021 группа депутатов Госдумы даже вносила соответствующий законопроект, но из-за недостаточной проработки он был отклонен. Еще через пару лет чиновники вновь заговорили о единой квитанции, на этот раз в форме электронного платежного документа, который будет формироваться в государственной информационной системе ЖКХ (ГИС ЖКХ). И вот глава Минстроя снова озвучил пожелание упорядочить платежи за ЖКУ, но на какой стадии решения находится инициатива, какие ведомства задействованы в ее разработке, в какой форме и в какие сроки ее предполагается реализовать — пока не сообщается.
Казус ЕИРЦ
Надо сказать, что опыт введения одной квитанции на оплату всех услуг ЖКХ через единый расчетный узел есть у многих регионов России. Например, в 2006 году в Астраханской области было создано ООО «Единый расчетный центр города Астрахани» — ЕИРЦ. Он занимался изготовлением и рассылкой жителям квитанций по единой форме, собирал платежи и рассчитывался с поставщиками коммунальных услуг. Но через некоторое время в работ ЕИРЦ начались проблемы, ему предъявляли претензии как потребители, так и коммунальные организации.
Граждан возмущала неразбериха в платежах, путаница с тарифами, невесть откуда берущиеся долги, очереди в абонентских пунктах. РСУ не устраивали сроки перечисления полагающихся им платежей (зачастую они поступали не в полном объеме), нестыковки в базах данных, размер комиссионного вознаграждения. Работа ЕИРЦ неоднократно вызывала нарекания со стороны руководившего тогда регионом Александра Жилкина.
Ушли и не вернулись
Постепенно от услуг незадачливого посредника коммунальщики стали отказываться. Сначала от ЕИРЦ «отвалилось» ООО «Лукойл-ТТК», поставлявшее тогда астраханцам тепло и горячую воду, затем ушли Астраханская эенргосбытовая компания (АЭСК) и «Газпром межрегионгаз Астрахань.
В итоге в 2015 году ЕИРЦ закрылся. Но открылась другая компания — ОАО «Социальные гарантии», чуть больше 50% уставного капитала которого принадлежало областному правительству, остальное — Сбербанку. Однако ушедшие от ЕИРЦ поставщики к новому посреднику уже не вернулись.
Народ пошел по кабинетам. Личным
Сейчас в Астрахани действуют два расчетных центра, или, как их официально называют, платежных агента. АО «Цифровые решения» выставляет платежи от Астрводоканала, ООО «Тепловые сети», Фонда капремонта, собирает плату за домофон и лифт. ООО «Межрегиональный расчетный центр» (МРЦ) является платежным агентом АЭСК (электричество) и ООО «ЭкоЦентр» (вывоз мусора). Газовики, после того как ушли от ЕИРЦ, по-прежнему занимаются сбором платежей самостоятельно, не доверяя посредникам. Свои отдельные квитанции, как правило, присылают жителям и управляющие компании.
Существующее положение дел со сбором платежей за ЖКУ идеальным, конечно, не назовешь: проблемы с мифическим долгами, разбирательства и очереди в абонентских пунктах никуда не делись. Но решит ли их введение единой платежки и единого оператора — еще большой вопрос. К тому же многие абоненты уже привыкли сверять платежи, получать квитанции и осуществлять расчеты с коммунальными организациями через личные кабинеты в электронном виде — время на месте не стоит.