Театры незаметно становятся досуговыми центрами
Все заметили, что и астраханские театры постепенно становятся похожими на столичные, напоминающие досуговые центры? Первыми в сфере культуры стали меняться в лучшую сторону библиотеки нового поколения, в которых проводятся музыкальные квартирники, устраиваются художественные выставки, встречи с интересными людьми, но вот очередь дошла и до театров.
В театры уже можно прийти на открытие актуальной художественной выставки – и остаться на спектакль с обсуждением. Нередко за день или два перед премьерой в театрах проходят для зрителей интересные лекции-беседы, включающие встречи с режиссёрами, артистами. И они уже никого не удивляют.
Пионером многих новаций стал в Астрахани театр оперы и балета с давно привычными художественными вернисажами, акциями «Каникулы в театре» для школьников, клубами по интересам. Но вот в этом году художественные выставки стали регулярно устраиваться и в ТЮЗе, а акции «Каникулы в театре» уже проходят и в ТЮЗе, и в драматическом театре.
Пожалуй, ТЮЗ в этом театральном сезоне даже лидирует по числу акций для астраханцев. Недавно там подвели итоги уже традиционного фестиваля-конкурса «Театральная семья» и устроили концерт победителей театральных сценок. Читки пьес самодеятельных драматургов перенесли на осень.
Кстати, в этом сезоне в театре состоялось несколько читок пьес для подростков, на которые тоже многие приходили семьями или классами. Будет что ставить в школьных театрах! Оказывается, школьные театры уже успешно работают даже во многих сельских астраханских школах.
Об этом я узнала на прошедших в конце учебного года в ТЮЗе мероприятиях федерального проекта «Тепло родного дома». Лекция-беседа о театре в жизни школьников для педагогов области была одной из самых интересных. Учителя рассказывали, что школьные театры-студии неузнаваемо меняют ребят.
Июнь, время, свободное от занятий, – наверное, лучшее для посещения театра школьниками. Целый месяц в театре идут только детские спектакли и сказки. Причём все они поставлены на высоком уровне, их интересно смотреть и взрослым.
А вот драматический театр окунулся в фестивальную деятельность. В конце сезона артисты дважды побывали со своими спектаклями на престижных театральных фестивалях в Питере. Это большая честь, своеобразный творческий отчёт перед взыскательной публикой и коллегами из столичных театров!
Театр приглашали с постановками «Месяц в деревне» (И. Тургенев) и «Записки военного корреспондента» (по мотивам произведений К. Симонова). Кстати, «Записки военного корреспондента» астраханцы могут посмотреть в театре 22 июня, в особый, значимый день для всех россиян.
В последнюю театральную неделю драмтеатр покажет и самые обсуждаемые в соцсетях спектакли: «Кабаре «Велимир» (летняя сцена, инсценировка А. Огарёва и Е. Антошечкина), «Несравненная!» (по пьесе П. Куилтера, это хит сезона А. Беляева с Лидией Елисеевой в главной роли) и незабываемую постановку «Мастер и Маргарита».
Ну а театр оперы и балета завершит театральный сезон 21 и 22 июня великолепным балетом Адана «Корсар». О балете часто писали в соцсетях, называя его лучшей постановкой сезона. Отмечу лишь то, о чём многие забывают. «Корсар» – авторский балет Юрия Клевцова.
Главный балетмейстер театра народный артист России Юрий Клевцов – автор и либретто, и хореографии. По сути, он подарил меломанам мира совершенно новый балет с новыми героями, с сильной женщиной Викторией, предводительницей корсаров – моряков, служащих своим державам.
Балет поражает и новым патриотическим звучанием, и гимном непроходящей верной любви. Думаю, Байрон, автор поэмы «Корсар», был бы не в обиде на Юрия Клевцова. Поэма уже стала народной и много раз инсценировалась по-новому.
Спектакль и необычайно красочен. Подобной сценографии астраханцы, мне кажется, ещё не видели. Видеопроекции с мощными инсталляциями впечатляют всех. Художник-постановщик спектакля академик Российской академии художеств Дмитрий Чербаджи постарался.
Ну а тем, кто не попал в этом сезоне на блистательную оперу Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», придётся ждать следующего сезона. Опера тоже уникальна и неповторима. Конечно, это в первую очередь творение молодого гениального композитора.
Дмитрию Шостаковичу было всего 26 лет, когда ему предложили написать эту оперу. Он был талантлив, молод, смел и влюблён. И он сам написал новое либретто оперы по мотивам очерка Н. Лескова, которой понадобилась совершенно новая музыка, переворачивающая душу.
Опера о сильной неразделённой любви, а отнюдь не о серийной молодой убийце старого мужа Катерине Измайловой, с триумфом шла на лучших сценах мира в тридцатые годы 20 века. Но в СССР опера была тут же запрещена после визита в театр Сталина в 1934 году.
Видимо, волшебная музыка Шостаковича разбудила совесть вождя народов, разбередила старые раны, напомнив о молодой жене Надежде Аллилуевой, которая кончила жизнь самоубийством. Может быть, эта новаторская музыка – своеобразный детектор лжи?
Опера «Леди Макбет Мценского уезда» – безусловная удача всего творческого коллектива театра, и в первую очередь молодого режиссёра Алексея Смирнова, который уже поставил в театре незаурядные оперы «Ревизор», «Любовный напиток», «Любовь к трём апельсинам».