В Астрахани в подстепных ильменях экологическая катастрофа

31.03.2017 07:30 Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

Дамбы есть, но не про нашу честь

Колонну автомобилей с чиновниками и журналистами провез по болевым точкам района Владимир Андросов, экологический активист, который в течение многих лет ведёт борьбу за оздоровление экологической ситуации в зоне ильменей и хоть и с трудом, но добивается результатов.

Точек этих там хватает. Это всевозможные гидросооружения под автомобильными дорогами, препятствующие нормальному току воды, дамбы в прудовых хозяйствах, причём не только на концевых ильменях, но и на проходных, транзитных, через которые вода должна поступать в следующие по цепочке.

Гидросооружения под автомобильными дорогами, задерживающие ток воды, по мнению большинства участников, требуют специальной программы и серьёзного финансирования, дело это не быстрое и решить проблему оперативно вряд ли получится.

Тогда депутат Леонид Огуль и Владимир Андросов предложили проехать к дамбе у прудового хозяйства ИП Корнилов, которое расположено на ильмене Санжа, проходном ильмене, а не концевом, через который вода должна поступать в следующие ильмени, но не поступает.

Протока, питающая ильмень, действительно перегорожена насыпной дамбой и оборудована шлюзом, который в случае необходимости можно открыть или закрыть. Такими дамбами обвалованы все без исключения прудовые хозяйства в зоне ильменей, без них рыба просто убежит в дикие водоёмы. Однако представитель Росрыболовства Виктор Ашарин сказал примерно следующее: «Да, очевидно, что дамба незаконная, но это не проблема Росрыболовства, разрешения на неё мы не давали и по закону об аквакультуре при пастбищном рыбоводстве дамб быть не должно».

Правда, как выращивать рыбу без дамб, он присутствующим не пояснил, а на доводы, что все прудовые хозяйства используют дамбы, ответил, что необходимо разбираться в каждом конкретном случае, в целом аквакультура ничего кроме пользы, по его мнению, не приносит

Владимир Андросов пытается убедить Виктора Ашарина, что чёрное - это чёрное, а белое  - это белое , но у чиновника другое мнение.

Прудовая или дикая рыба? От ответа на этот вопрос зависит судьба ильменей

По итогам этой поездки в администрации Икрянинского района состоялось расширенное совещание под председательством Леонида Огуля, где все могли высказать свою точку зрения и варианты решения проблемы.

Владимир Андросов в своём выступлении подчеркнул, что основным условием восстановления ЗПИ является беспрепятственный пропуск воды по всем сохранившимся водотокам, то есть простейший снос всех дамб и строительство мостов на коммуникациях, строительство переливных дамб и восстановление природных бродов для ограничения стока воды из ильменей. Для этого в первую очередь надо принять ряд законодательных актов, позволяющих без судов и разбирательств проводить все необходимые работы по восстановлению водной системы ЗПИ. Свои предложения, как это сделать, он приобщил к протоколу заседания.

Руководитель Нижне-Волжского бассейнового управления Анатолий Быков большую часть выступления посвятил работе волжских ГЭС, которые тоже влияют на ситуацию в ильменях. Он подчеркнул, что регулирование должно учитывать интересы всех водопользователей, и сказал, что паводок в 2017 году ожидается на уровне прошлого года. По его мнению, несмотря на возможность регулирования стока, решающее значение имеет природа или стихия, а не человек.

Правда, он почему-то забыл, что ровно год назад на встрече с журналистами в Астрахани согласился с тем, что именно строительство коттеджных посёлков в водоохранных зонах водохранилищ не позволяет заполнить их до проектной мощности, что напрямую влияет на объёмы и график сбросов.

Большинство выступающих были едины в мнении, что в западно-подстепных ильменях происходит экологическая катастрофа, но единого мнения, как эту ситуацию решить, не прозвучало. Основное противоречие на данный момент лежит в плоскости экономики. Виктор Ашарин, представитель Росрыболовства, структуры, цель которой - охранять и приумножать поголовье дикой рыбы, но отвечающий в этом ведомстве за аквакультуру, считает, что пастбищное рыбоводство не наносит вреда ильменям. Его поддержала президент ассоциации «Астраханьрыбхоз»Елена Чертова, которая  поведала присутствующим, что под пруды отдаются только концевые ильмени, на проходных ильменях рыбу не выращивают . А самое главное, что прудовые хозяйства, кроме пользы, ничего не приносят. Даже качество воды после выращивания рыбы становится лучше. Возражение Владимира Андросова о том, что исследования воды, проведенные Росприроднадзором в 2006-2009 годах, выявили, что она непригодна даже для водопоя домашних животных, впечатления на докладчика не произвело.

То есть, выращивая рыбу сомнительного качества и сомнительной ценности, речь о толстолобиках, белых амурах и карпах, мы фактически уничтожаем поголовье ценных видов рыбы - воблы, леща, сазана, щуки и судака, потому что пастбищное рыбоводство лишает этих рыб нерестилищ. Кроме того, обычной практикой стал запуск дикой рыбы, стремящейся отнереститься во время половодья в пруды, и дальнейший вылов её под маркой искусственно выращенной.

Никто не против аквакультуры, когда рыбу разводят в садках или искусственно созданных прудах, ради бога. Но когда берут естественный водоём, перекрывают дамбами и медленно убивают, выращивая малоценных толстолобиков и амуров, вместо того чтобы там нерестились вобла, лещ, сазан, судак и щука, то это вызывает вопросы в целесообразности такого природопользования. В зоне западно-подстепных ильменей достаточно сухих межбугровых впадин, высохших ильменей, туда можно закачивать воду и выращивать рыбу. Но для этого придется вкладывать деньги не только в отсыпку дамб, но и в закачку воды, а стиль тамошней «аквакультуры» - это минимально возможные вложения.

Аквакультура в последние годы имеет государственную поддержку, на её развитие выделяются бюджетные деньги, дотации и субсидии. По мнению некоторых специалистов, именно этим объясняются лоббизм и упорство, с которыми чиновники отстаивают малоэффективное производство рыбы в западно-подстепных ильменях.

"По крайней мере, анализ проб воды, сделанный Роспотребнадзором по требованию общественной комиссии в ильмене Малая Чада, показал , как в  2006 году, так и в 2009 году её непригодность  для питья человека. По содержанию в воде аммиака она непригодна для водопоя скота, тем не менее воду продолжали откачивать в ильмень общего пользования Большая Чада, а из него она попадала непосредственно к питьевому водозабору всего Лиманского района. Пробы воды из пруда, расположенного в ильмене Чживага, показали семикратное превышение ПДК по мышьяку, и тем не менее вода, согласно протоколу № 58 от 21.07.2008 года, «соответствует требованиям СаПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Сколько же накопилось мышьяка в прудовой рыбе, не известно никому."

Из выступления Владимира Андросова.

Межведомственную комиссию возглавит Леонид Огуль

По итогам совещания приняты следующие решения - Росрыболовство в лице своего регионального подразделения обязалось провести ревизию всех дамб в зоне западно-подстепных ильменей. Кроме того, будет создана межведомственная комиссия с участием всех заинтересованных сторон, в том числе и общественности, возглавить которую предложено Леониду Огулю. В беседе с журналистами он подчеркнул, что многое зависит от жителей Икрянинского и Лиманского районов, от руководителей муниципалитетов, они не должны сидеть сложа руки, а по каждому факту обращаться в природоохранную прокуратуру, службу природопользования и другие контролирующие ведомства, дублируя эти обращения к нему как к депутату. Только имея на руках конкретные факты и поддержку населения, можно решить проблему, в одиночку сделать это сложно. Хочется пожелать Леониду Огулю успехов в этом непростом деле. Но в то же время есть понимание, что без волевого решения лобби чиновников одолеть будет сложно, ибо заболтать проблему они могут так, что концов не найдёшь.

Справка:

Западно-подстепные ильмени расположены на территории трёх районов Астраханской области, там находится порядка 60 населённых пунктов и проживают 120 тыс. человек. Жизнь многих из них прямо или косвенно связана с экологическим состоянием этого уникального биотопа. В силу гидрологических особенностей подстепные ильмени являются одними из самых продуктивных нерестилищ на планете, в своём первоначальном виде, по разным оценкам, они давали от 60 до 90% всего воспроизводства рыбных запасов Волго-Каспия.

Кроме того, они обеспечивают население, животноводство и растениеводство водой. Засоление и заболачивание влияют как на качество питьевой воды, так и на её количество. Воды уже сейчас не хватает для орошения. Площадь водного зеркала всех ильменей в результате хозяйственной деятельности человека и нарушения естественной циркуляции воды за последние полвека сократилась почти на 60%. Происходит это по нескольким причинам - это и зарегулирование волжского стока, постройка автомобильной и железной дороги без необходимых мостовых сооружений, которые бы не препятствовали току воду.

В последние годы с развитием в этой зоне пастбищного рыбоводства, которое невозможно без установки дамб, перекрывающих путь не только рыбе, но и воде, нарушается естественная циркуляция, что приводит эти водоёмы к заболачиванию и засолению и в конечном итоге обрекает на медленную, но верную гибель. Разрешение на использование ильменей под пастбищное рыбоводство выдается специальной комиссией, в которую входят и представители Росрыболовства, федерального ведомства, чьей основной задачей является охрана и приумножение рыбных ресурсов. Однако в том числе и с их согласия одни из самых продуктивных нерестилищ дикой рыбы - воблы, сазана, леща, щуки, судака - отдаются под выращивание малоценных видов - толстолобиков, белых амуров и карпов.

Причём так называемая «аквакультура» в подстепных ильменях заключается в том, что выпущенная в замкнутый водоём рыба питается только за счёт биологической продуктивности водоёма, корма очень дороги, и поэтому их практически никто не использует. Биопродуктивность в лучшем случае составляет 200-300 кг с гектара, тогда как при использовании кормов и минеральных удобрений она может доходить до 800-1400 кг с гектара.

В то же время в качестве нерестилищ западно-подстепные ильмени имеют биологическую продуктивность в среднем от 200 до 600 миллионов молоди рыб с гектара. Первоначально площадь нерестовых площадей составляла 200 тысяч гектаров. В результате деятельности человека, в том числе и пастбищного рыбоводства, она сократилась в 20 раз и составляет сегодня порядка 10 тысяч гектар. Причём самыми продуктивными нерестилищами всегда были концевые или тупиковые ильмени, где вода прогревается быстрее и куда испокон веков устремлялась рыба, чтобы оставить потомство.