Автомир в розовом цвете
Перефразируя Льва Толстого, можно сказать, что все счастливые обладатели ОСАГО похожи друг на друга, каждый автолюбитель, не имеющий ОСАГО, несчастлив по-своему… Мои кропотливые исследования регионального рынка автострахования увенчались полной победой. Все объективные и рукотворные преграды преодолены: гламурный розовый полис ОСАГО нового образца получен. Вперед на железном коне Пароли и явки раскрывать профессиональная этика не позволяет, скажу только, что есть в Астрахани страховые компании, общение с сотрудниками которых доставляет истинное удовольствие, если, конечно, встать в очередь с утра пораньше, не забыв ни одного из необходимых документов. Ура! Мне удалось втереться в безликие ряды счастливых обладателей полиса ОСАГО. Мой четырехколесный друг опять “в законе”, можем с ним ехать, куда глаза глядят, на целый год забыв о превратностях автострахования, как о вылеченном больном зубе. Год – это большой срок. Многое может измениться в системе ОСАГО к лучшему, если проекты, начатые Российским союзом автостраховщиков (РСА), будут воплощены в жизнь. Давайте заглянем на год вперед вместе! От зеленого к розовому Начнем с самого простого и очевидного. Еще весной все полисы ОСАГО были характерного зеленого цвета, а ближе к осени они частично порозовели и по цветовой гамме теперь очень подходят блондинкам. Ожидается, что к 30 сентября 2017 года все полисы ОСАГО станут розовыми. Это произошло в связи с тем, что в целях повышения защиты прав автовладельцев и борьбы с поддельными полисами в апреле 2016 президиум РСА утвердил проект нового бланка полиса ОСАГО, который выпущен в розовом цвете и имеет несколько степеней защиты. По экспертным оценкам, от одного до трех миллионов бланков полисов ОСАГО в настоящее время являются поддельными. В Гознаке полагают, что подделки обновленных бланков смогут появиться в обороте не ранее, чем через один-два года. В перспективе розовый бланк предполагается дополнить QR-кодом, при помощи которого можно будет получить сведения о договоре ОСАГО на сайте РСА в онлайн-режиме. Использовавшиеся ранее зеленые бланки полисов ОСАГО не предоставляли такой возможности. С 1 октября все страховщики обязаны заключать договоры обязательного автострахования только с использованием розовых бланков. Пресс-служба РСА заверяет, что страховым компаниям России уже отгружено более 14,5 млн штук новых бланков ОСАГО, что соответствует квартальной потребности рынка. По состоянию на 3 октября около 3,5 млн автовладельцев страны уже приобрели новые розовые полисы. Договоры ОСАГО, заключенные в переходный период до 30 сентября на старых зеленых бланках, будут иметь силу до истечения своего срока действия. Как восстановить “бонус-малус” В страховой компании мне любезно предложили воспользоваться процедурой восстановления моего коэффициента “бонус-малус”, или сокращенно КБМ, влияющего на стоимость полиса. Этот коэффициент повышает или понижает стоимость страховки в зависимости от наличия или отсутствия страховых случаев в предыдущие периоды страхования. Выяснилось, что в базе данных РСА мой непорочный водительский стаж был сокращен в 8 раз усилиями предыдущей страховой компании. Оказывается, с 1 декабря 2015 года РСА существенно упростил порядок корректировки КБМ, введя усовершенствования в свою информационную систему. Раньше для того, чтобы исправить коэффициент, автовладельцу приходилось обращаться ко всем предыдущим страховщикам, у которых он покупал полис, а теперь достаточно написать заявление лишь в одну организацию. Это может быть своя страховая компания или та компания, с которой вы планируете заключить договор “автогражданки”. Если компания не может сама устранить причины некорректных сведений в системе, то РСА в течение 5 рабочих дней по запросу этого страховщика проводит проверку, по результатам которой страховая компания обязана исправить значение КБМ, если он неверно применен, и учитывать его при заключении договора. Именно такое заявление я написала в новой страховой компании и теперь жду решения РСА. Надеюсь, следующий полис ОСАГО обойдется мне существенно дешевле. Как можно “потерять” КБМ Согласно информации РСА, упрощенной процедурой исправления КБМ в полисе ОСАГО уже воспользовались более полумиллиона автовладельцев. Следует учитывать, что этот коэффициент может быть повышен, когда водитель вписан в несколько полисов ОСАГО, среди которых есть страховки с “плохой” историей. Потерей понижающего КБМ чреват и существенный перерыв в страховании или приобретение фальшивого полиса ОСАГО. Автовладельцам нужно помнить о необходимости своевременного предоставления в РСА данных об изменениях в документах, используемых при составлении договора ОСАГО. Если человек сменил фамилию, получил новый паспорт или водительское удостоверение, но не уведомил об этом РСА, то информационная система не сможет правильно рассчитать КБМ. В этом случае, например, при самостоятельном онлайн-оформлении полиса, ваш КБМ автоматически будет приравнен к 1, как для нового водителя. Единый агент нам поможет В ряде субъектов РФ наблюдаются проблемы, связанные с доступностью полисов ОСАГО, особенно в регионах с повышенной убыточностью продаж “автогражданки”. Для повышения доступности страхования РСА был запущен проект по продаже ОСАГО, названный “Единым агентом”. Второго августа 2016 года вступило в силу соглашение, в соответствии с которым страховщик, имеющий филиал в регионе, осуществляет продажи полисов ОСАГО в качестве агента от имени всех остальных 67 страховщиков – членов РСА. Чтобы не превращать страхователя в “буриданова осла”, выбор страховщика, от имени которого заключается договор ОСАГО, осуществляется случайным образом по номеру ПТС. Автовладельцы, не согласные с выбором системы, вправе по собственному желанию заключать договоры автострахования напрямую с любыми страховщиками, работающими в их регионе. Дополнительные продажи полисов ОСАГО через “Единый агент” в августе составили 13 тысяч договоров. В сентябре эта цифра выросла до 53 тысяч. Опять нас спутали с Архангельском? РСА сообщает, что в “Единый агент” в настоящее время включены 14 проблемных регионов. Включена ли Астраханская область в этот проект – осталось загадкой. По сведениям, опубликованным в СМИ, 19 августа Центральный Банк ходатайствовал о включении в “Единый агент” Башкортостана, Татарстана и Астраханской области, а включили почему-то Архангельскую… Вечно нас с ними путают! Президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс отмечает, что руководство многих субъектов РФ лавинообразно инициирует включение их территорий в проект, часто не осознавая долю своей ответственности в борьбе с криминальными автоюристами и организованной преступностью, ориентированной на страховое мошенничество. Так что подождем, посмотрим. То ли доступность ОСАГО в Астраханской области признана удовлетворительной, хотя страховщики сопротивляются продажам, то ли автоюристы у нас зверствуют. А может, нас просто перепутали с Архангельском? Минфин и глас народный Похоже, астраханские страховщики “тормозили” в ожидании изменений законодательства об ОСАГО. Напомним, было предложено ввести три категории полисов различной стоимости: “экономпакет” с действующими сейчас лимитами 400 тыс. рублей за вред имуществу и 500 тыс. руб. за урон здоровью; “стандартный” – с лимитами ответственности 1 млн руб. по каждому из рисков; а также – “премиальный набор” с выплатой 2 млн руб. Только представьте себе, что вы, как автовладелец, загодя планируете и очень дорого страхуете свое намерение “въехать” в чужое авто по “премиум” -разряду, чтобы потом щедро вознаградить пострадавшего. В границах здравого смысла можно предположить, что в таком “обязательном” страховании могут быть заинтересованы только мошенники, намечающие “подставы”. Публикация в СМИ информации о предложениях Минфина России по реформированию ОСАГО путем введения трех категорий полисов различной стоимости вызвала резкий отклик читателей, в том числе “Комсомольца Каспия”. В комментариях на сайте газеты один из читателей выразил общее мнение о предлагаемой реформе: “По сути, это очередное ограбление населения, мошенническая схема…”. Возможно, глас народный услышали в Минфине. Финальный вариант проекта поправок этого ведомства к закону об ОСАГО, опубликованный в последних числах сентября, уже не содержал предложений о разделении полисов ОСАГО на три вида в зависимости от лимита выплат.