Работать астраханцам в жару? Увольте...

01.07.2015 11:19 Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

Люди хотят альтернативу "северным" надбавкам

Изнурительная жара отступать не собирается. Синоптики обещают температуру в июле выше климатической нормы. Народ изнывает. Во многих офисах сплит-системы перестают справляться с температурой за окном. Что говорить о тех, у кого вовсе нет охлаждающих приборов, или о тех, чей рабочий день вообще проходит под открытым небом?

Какой микроклимат?

Температурные нормы как для работы в помещениях, так и для работы на открытом воздухе установлены Санитарными правилами. В них оговариваются оптимальные и допустимые параметры для самого жаркого и самого холодного времени года. Это СанПин (п.2.2.4.548-96) "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений" и п.2.2.3.1384-03 СанПиН "Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ". Как правило, предприятия, особенно строительные, разрабатывают свои нормативы с учетом требований п.2.2.3.1384-03 СанПиН. Нарушение норм влечет за собой штраф для должностных лиц от 2 до 5 тыс. рублей, для юридических — от 50 до 80 тыс. руб. За систематику нарушений деятельность предприятия может быть приостановлена до 90 дней. С жалобами следует обращаться в Госинспекцию по труду и в Роспотребназдор.

В поле — свои нормы

В фермерских хозяйствах в нормативные бумажки попросту не смотрят. Только на "ртутный столбик".

Юрий Кокшаров, глава КФХ: Как только началась жара, мы в своем хозяйстве ввели "сиесту". На поля выходим в полчетвертого утра, работаем до 12 дня. Часов с пяти вечера и дотемна снова собираем урожай. Это наш "личный" график работы, потому что находиться на полях при такой жаре самоубийственно.

"Южные" не полагаются?

Сравнительно недавно астраханцы начали говорить о надбавках за "выживание" в особых климатических условиях. Выплаты, считают многие, должны начисляться во принципу "северных". Хотя бы на время самых жарких месяцев. "Пусть они называются как угодно, хоть "южные", но работать при 40-45-градусной жаре просто невыносимо", - считает Валерий, каменщик одной из строительных фирм.

Ирина Родненко, заместитель председателя областной Думы:Такой вопрос — "компенсация за жару" поднимается, наверное, впервые. В Астраханской области еще не было такого, чтобы пики жары держались неделями. Зной негативно отражается прежде всего на здоровье людей, которые работают на открытом воздухе. Разумеется, труд в таких условиях должен соответственно оплачиваться. Но это должно делаться из бюджетов предприятий. Позволяет ли он это — другой вопрос. Если речь ведется о "южных" надбавках для всех, следует понимать нынешние возможности бюджетов: и регионального, и федерального. Сейчас они у нас очень сложные.

Жаркие условия труда

Как рассказали в региональной Госинспекции, количество жалоб на нарушение температурных норм пока единично. Прежде всего работники жалуются на отсутствие систем охлаждения и питьевой воды. А вот жалоб от людей, работающих на открытом воздухе, пока не зафиксировано.

- Мы график работы особенно не меняли, - говорит мастер строительно-монтажных работ строительной компании Юлия Дудниченко. - Начинаем в 8.00. Для тех, кто трудится на улице, перерыв на обед — два часа. Но основная часть сейчас работает в помещениях. Заканчиваем в 17.00. Чтобы сами строители поднимали вопрос об изменении графика, — нет, такого не было.

Радмила Таркова, ученый секретарь музея-заповедника: На моем рабочем месте – в читальном зале научной библиотеки музея – отсутствует вообще какое-либо оборудование для охлаждения воздуха. Мощность сплит-системы, установленной в смежном помещении – книгохранилище, недостаточна для того, чтобы обеспечить оптимальную температуру воздуха сразу в двух помещениях в жаркие дни. В результате каждый день, когда хранилище открыто, в течение последних двух недель в читальном зале температура почти не опускается ниже +30 градусов С. По пятницам, когда хранилище закрыто, я вынуждена работать при +33, +34 градусах С. Сокращение рабочего времени, предусмотренное СанПиН, не практикуется. Высокая температура – более 30 и даже более 34 градусов – держится также в помещении отдела культурно-образовательной и экскурсионной деятельности, в презентационном зале и экспозициях второго этажа. Я, а также библиотекарь и посетители читального зала вынуждены работать в жаркое время года в экстремальных условиях. Все это резко снижает качество нашей работы. При этом ряд других отделов и помещений снабжены мощными сплит-системами, и температура воздуха в них понижается настолько, что сотрудники надевают теплую одежду. В ответ на поданную мной служебную записку о крайне неблагоприятном температурном режиме и необходимости сократить время пребывания на рабочем месте мне было предложено взять больничный или пересаживаться – временно – на чье-нибудь рабочее место, если оно пустует…

Жару приравняли к теракту

Традиционным отдыхом днем — сиестой — пользуются в Латинской Америке. Но в последние годы на продолжительный перерыв уходят и в Европе. Так поступают в Греции, Италии, Испании. Особенно европейцы стали беречь свое здоровье после аномальной жары-2003, в результате которой умерло несколько десятков тысяч человек. Тогда зной вообще приравняли к теракту и с тех пор при высоких температурах воздуха объявляют три степени опасности: "желтую" (обстановка под контролем), "оранжевую" (обстановка близка к критической) и "красную" (критическая). Работодатели, которые не хотят в это время терять прибыль, доплачивают своим сотрудникам по отдельному тарифу. Считается, что за сиесту люди успевают восстановить силы для продуктивного труда. Например, в Испании, несмотря на обилие кондиционеров в музеях, установлен перерыв с 14 до 17 часов.

"Градус" для офисов

Температура в рабочем помещении Продолжительность рабочего дня

+29 °С не более 6 часов; +30 °С 5 часов; +30,5 °С 4 часа; +31 °С 3 часа; +31,5 °С 2,5 часа; +32 °С 2 часа; +32,5 °С 1 час.