Что писали астраханцы во фронтовых дневниках?

09.05.2015 16:54 Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

О войне сквозь десятилетия

Эту семью я знаю уже несколько лет. Волею журналистских судеб в ходе одного из своих служебных заданий я познакомилась с Любовью Павловной Цуровой. Супруги Цуровы – инвалиды по зрению, но ведут активный образ жизни, любят общаться, читают книги по Брайлю. А еще чтят память своих родителей.

Однажды сестры Любовь Павловна и Надежда Павловна передали мне дневники своего отца-фронтовика Павла Иосифовича Рязанова. Несколько толстых тетрадок исписаны аккуратным почерком. Каждая – полна воспоминаниями о довоенном детстве и фронтовыми реалиями.

Семейная история трагична, она схожа с тысячами фамильных историй нашей страны и вместе с тем уникальна. Самая ценная функция этих дневников – летописная. Сквозь годы и десятилетия проносится история России и Астрахани, человека и всего народа.

Выпускник педагогического училища Павел Рязанов, всю жизнь проработавший  после войны в сельской школе, помнил каждый день этих страшных лет.

Он родился в селе Зюзино Икрянинского района, но потом  сыновья с матерью были вынуждены уехать в связи с репрессией отца сначала в Тюменскую область, потом в Ямало-Ненецкий округ.

Там и застала их Великая Отечественная. В жанре военных мемуаров изложены подробности начала войны: "Меня в этом году не взяли. Это был последний год ласки и любви нашей матери, которую я больше никогда не увидел – она умерла в октябре 1943-го, когда мы были на фронте".

19-летний парень остался в поселковой школе за старшего:

"В 1942 году зима была суровой, мороз доходил до 50 градусов. Мне поручили обучать стрельбе учащихся 4-5 классов из мелкокалиберной винтовки. У меня уже были значки ГТО и Ворошиловский стрелок".

Но 17 июня 1942-го Павел Рязанов получил повестку и вскоре был отправлен на Северо-Западный фронт. Затем последовало ранение, Павел лежал в восьми госпиталях, последний – в Читинской области. Воспоминания суровой военной поры очень трагичны, многие ровесники нашего героя полегли в первые же месяцы:

"Война не берет с возвратом. Там, на полях остается большинство, а если и возвращаются, то без рук или ног".

С содроганием читаешь о бытовых подробностях военных лет:

"Осенью, в конце сентября, завозили овощи для населения на всю долгую и холодную зиму. Груз привозили пассажирским пароходом "В. Чкалов", а также баржами. За длинную дорогу мешки и кули рвались, и при выгрузке картофель падал на землю. Мы подбирали их и накладывали в карманы пальто, а для того, чтобы больше шло, прорывали карманы, и клубни распределялись между подкладкой и сукном… На ночлег ложились ногами к костру, чтобы высушить валенки. Мягкой периной служили еловые ветки, а сверху - шинель".

Потом были освобожденные населенные пункты, переправа через озеро Селигер, служба в Калининградской области, участие в разведывательной операции, бои в составе лыжной снайперской бригады...

Приходилось быть сильным и физически выносливым, напористым, морально крепким и дисциплинированным. Зимой за ночь иногда проходили 70-80 километров, ноги у солдат деревенели.

Победу Павел Иосифович встретил в поселке Шуга Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа. На малую родину он вернулся лишь в 1957 году, где в течение четырех лет работал учителем начальной школы в Астраханском государственном заповеднике им. Ленина на  Дамчикском участке.

Позже в течение многих лет участник войны трудился учителем в Чулпанской школе, вел трудовое обучение, руководил сельской вечеркой.

Многие дневниковые записи фронтовика Павла Иосифовича Рязанова перемежаются воспоминаниями в стихотворной форме. Они  продолжаются, датируются от десятилетия к десятилетию, обнажая личные, общечеловеческие и социальные проблемы эпохи, радости и горести.