КУДА ПОЕХАТЬ, КОГДА НЕКУДА. Астраханские турфирмы ищут способ выжить

25.01.2015 08:41 Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

Турбазы предлагается потеснить новыми туробъектами Власти Астраханской области одобрили очередную стратегию развития туристической отрасли, предполагающую рост турпотока на 51% – до 3,5 млн к 2020 году. Представители бизнеса полагают, что туризму мешают нелегальные турбазы, долгие согласования разрешительных документов чиновниками, слабое продвижение региона на федеральном и международном уровнях. Даешь плюс миллион в год Стратегия развития туризма разработана санкт-петербургскими специалистами по заказу нового минкульттуризма. Это уже третий подобный документ за последние десять лет. Цель – помочь турфирмам заинтересовать гостей подольше оставаться в Астраханской области и превратить программу их пребывания в максимально насыщенную самыми разными видами досуга. С нынешних 2,6 млн человек в год минкульттуризма обещает нарастить туристический поток до 3,5 млн человек в год. По мнению главы министерства культуры и туризма Галины Зотеевой, о том, что поток увеличился, говорят новогодние каникулы.

“Астрахань уже стала более привлекательна для туристов: объекты, подведомственные министерству, – заявила чиновница, – посетили в 1,5 раза больше человек, чем годом ранее”. Заявление было сделано 19 января, на заседании губернаторского совета по туризму, когда стратегия была представлена руководству области и бизнесменам. Рыбалка превыше всего Сейчас 76-77% туристов приезжает в Астраханскую область для охоты и рыбалки, согласно данным министерства за 2014 год. Это около 2 млн человек, подавляющее большинство. Так называемые “общий туризм”, “гостевой туризм”, круизный туризм составляют остальные около 600 тысяч приехавших, констатирует замминистра культуры и туризма региона Татьяна Порублева. Власти считают, что туристов стоит пытаться привлекать на другие объекты и мероприятия: верблюжьи бега, фестиваль воблы, соленое озеро Баскунчак, курорт “Тинаки”. Министр экономического развития Элина Полянская обещает, что бизнесмены могут обращаться даже за финансовой помощью – в специальный центр кластерного развития региона. Впрочем, участники рынка считают, что кроме написания программ для развития туризма стоит решить еще несколько проблем. Ниже цены, еще ниже Большой процент рыбаков и охотников связан с имиджем, который регион сам по себе заработал за последние десятилетия, констатируют турбизнесмены. “Проблема, которая не решается в связи с турбазами – из 600 только около 200 существуют легально, – рассуждает владелец одной из крупных местных баз. – То есть именно как турбазы, платя все налоги, занимаясь дноуглублением и рыборазведением”. Нелегальные оттягивают на себя клиентов низкими ценами, жалуется бизнесмен, – поскольку не платят налоги и существуют как “гостевые дома”, “как будто хозяин просто пригласил к себе в гости не приезжих за деньги, а хороших друзей”. Еще одна проблема – демпинг со стороны мелких турагентов. “Сейчас не действуют разрешения и лицензии, которые еще лет пять назад были необходимы для работы турагентом, – рассуждает владелец турбазы. – Пока не вернутся законодательные ограничения, стимула развивать качественный сервис не будет”. Но это все вне компентенции областных властей, соглашается бизнесмен. Невыездные на 70% Вне компетенции любой местной стратегии развития – и внешнеполитические процессы, на которые местные турбизнесмены тоже жалуются. По итогам новогодних праздников можно констатировать, что выездной туризм сократился примерно на 70%, сетует глава компании “Цезар” Наталья Аверина. “Все началось в декабре, когда появились проблемы с курсом валют, – говорит глава “Цезара”. – И даже на новогодние каникулы, насколько мы можем судить, за границу отправились в основном те, кто купил путевки заранее”. Напомним, в прошлом году закрылся целый ряд крупных федеральных туроператоров, а представителям силовых ведомств спецраспоряжениями запретили выезд за пределы России. Все это больно ударило по местным компаниям. Сильнее всех подставил федеральный “Лабиринт”, из-за которого больше тысячи астраханцев летом застряли за границей. “Мы ждем федеральный закон, который будет защищать турагентства и не ставить под удар операторов, – высказывается за всех коллег Наталья Аверина. – Пока такого закона нет”. Все есть! Развитию туризма способствовали бы новые туристические объекты, но пока они только в планах. Турбизнесмены традиционно жалуются на чиновничьи препоны и при этом дают власти собственные советы. “Региону нужен хороший пиар, участие в выставках, мощное продвижение, – уверена член губернаторского совета по туризму Наталья Аверина. – О нас должны знать везде”. “Даже больших инвестиций не надо – дайте поддержку инициативы, защитите от ретивых чиновников, помогите с решением бюрократических проблем, одним словом, создайте благоприятный предпринимательский климат в регионе, дальше пойдет само, – считает предприниматель Евгений Наточий. – Люди потянутся, мы же на краю Земли живем, только со всеми удобствами: и аэропорт новый, и ж/д вокзал, и дороги к нам со всех сторон идут, и Интернет, и гостиничный бизнес, и вот это вот всё. Всё есть! Гарантии и проявление на деле заинтересованности властей в развитии туризма – и он-таки поднимется, туризм в Астраханской области”. Кто в гости к нам Рыбаки и охотники – 76,5% (2 млн человек) “Обычные туристы” – 16,5% (450 тысяч человек) “Гостевые туристы” – 5,8% (150 тысяч человек) Участники круизов по Волге – 0,7% (15 тысяч человек)