Волчье место есть в Астраханской области
Бирючья Коса – село в Лиманском районе Астраханской области, к которому оно “перешло” в 1965 году. До этого село было приписано и к Икрянинскому району, и к несуществующим ныне Каспийскому, Федоровскому и Бирючекосинскому районам.Волк в коронеНаселенный пункт стал широко известен из-за существования рядом с ним Девятифутового рейда (“9-й фут”) – перегрузочного пункта, игравшего ключевую роль в волжско-каспийском судоходстве во второй половине XIX – начале XX веков.Рейд расположили у небольшого острова Бирючья Коса, лежавшего в Каспийском море в 90 верстах (96 км) от Астрахани.В источниках XIX в. остров назывался “Шарцхе” и “Бирючьей Косой” из-за того, что был населен волками (“бирюками”). Диалектное название волка “бирюк” считается производным от тюркского “бури” – волк. Это животное можно назвать символом и покровителем всего нашего края. Ведь первой эмблемой “Царства Астраханского” в составе русского государства был волк в короне.Народная версияЕсть и народная версия объяснения топонима – возможно, на косе (коса – песчаный островок на взморье) жил одинокий человек, отшельник, а таких людей и сейчас могут назвать “бирюками”, то есть нелюдимыми, скрытными, одинокими. Вот якобы в честь этого поселенца место и получило название.В 1832 году на острове впервые разместили карантин, брандвахту и таможенную заставу, так как место было удобно расположено на пути всех грузов, шедших по Каспию в Астрахань из Ирана и с Кавказа. В 1838 году вид на Биркосу с ансамблем сооружений в стиле классицизм (не сохранились) изобразили художники братья Чернецовы, путешествовавшие по Волге.Приставали морские судаС 1840-х, когда на Каспии и Волге стало развиваться паровое судоходство, на Бирючьей Косе открыли конторы крупнейших пароходных фирм. К 1870 году население поселка выросло до 300 человек. В начале ХХ века путешественники описывали здешний морской рейд, называемый “9-й фут”, так как до него доходили морские пароходы с осадкой в 9 футов (2,74 м). У станции “9-й фут” ожидали публику громадные морские пароходы, чтобы направиться в Петровск, Дербент, Баку, Красноводск или в персидские города. Рейд состоял из расположенных в открытом море на якорях десятков барж, около которых группировалась флотилия судов. Эти баржи служили пристанями, с которых совершалась пересадка пассажиров и перегрузка товаров. С 1870-х на Косе работала телеграфная станция, откуда можно было отправить телеграммы в Астрахань, Москву и Петербург.Пароходы больше не нужныИз Астрахани добраться до Бирючьей Косы можно было ежедневно пароходами Родионова. Рейд постепенно утратил свое значение во второй четверти ХХ века в связи с естественным процессом отступления Каспия, в результате чего остров Бирючья Коса сначала стал полуостровом, а потом присоединился к землям нынешнего Лиманского района.