Середина прошлого века стала началом освоения космоса. Строились полигоны, с которых отправлялись спутники и ракеты, создавались планетарии. Свой вклад в это внес и астраханец, отправлявший Гагарина в космос, - конструктор Федор Востоков. 20 октября исполнилось бы сто лет со дня его рождения.
Первыми экспонатами музея в нашем планетарии были плакаты да модель спутника. Потом поступили, например, тюбики с космической едой (сказывалась близость КапЯра). А в 1987 году при участии ведущего конструктора завода «Звезда» Федора Анатольевича Востокова в экспозиции планетария появился скафандр. Эту систему скафандров стали разрабатывать в 1971 году, после гибели космонавтов при посадке (открылся один из клапанов, и они задохнулись). Тогда решили, что аварийные спасательные скафандры должны быть на космонавтах при взлете и посадке, а первым испытать их должен врач. Им стал доктор Лазарев, чей скафандр и хранился в планетарии. Благодаря Востокову астраханцы могли видеть кресло-ложемент и некоторые другие экспонаты.
Врачом был и отец Востокова, долгое время проработавший в Красном Яре. В 1925 году, когда Федору исполнилось пять лет, семья, в которой было еще два сына, переехала в Астрахань. Здесь на улице, которая носит имя Епишина (в районе мединститута), прошло детство человека, которому предстояло отправить в космос Гагарина. В 1937 году Федор и еще семь астраханцев по сталинскому призыву «Сто тысяч летчиков страны» поступил в Вольское летное училище. И остался в авиации на всю жизнь. Войну окончил капитаном, а после демобилизации был приглашен на работу в одно из закрытых предприятий Подмосковья.
Когда приезжал в служебные командировки в Капустин Яр, то посещал родственников в Астрахани, семью брата. Был хорошим рассказчиком, но тема космоса тогда была строго секретной. И лишь после 12 апреля 1961 года стало известно, что Востоков не только знает первого космонавта, но и присутствовал при его полете.
Он сопровождал Гагарина на корабль «Восток», последним проверял скафандр космонавта перед запуском. Соединил все коммуникации скафандра с креслом, вытер платком лицо волнующегося первого космонавта. И сказал ему: «Все будет нормально, Юра», - напомнив, что два Ивана приземлились благополучно. Иванами, Иванами Ивановичами называли манекенов, которых запускали в космос в марте. По общей схеме они пролетели по одному кругу над землей, катапультировались и приземлились на Волге ниже Куйбышева.
В хронике событий того дня навсегда запечатлен момент, когда Востоков и его коллега Олег Ивановский с чемоданчиком вышли из ракеты перед стартом.
На фотографии маленького сына Востокова Анатолия (впоследствии также ставшего летчиком) тогда оставили свои автографы Гагарин и его дублер Титов.
На рубеже 80-90-х годов прошлого века Востоков бывал в Астрахани, навещал могилы родителей, гулял по городу, посещал планетарий и остался в памяти его сотрудников как общительный человек, хороший рассказчик.