Малый бизнес получил черную метку. Покупателям тоже будет несладко
17.12.2019 07:00
Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:
Введение обязательной маркировки ряда товаров специальным электронным знаком не вызвало восторга у предпринимателей: им предстоят дополнительные расходы. Возмещать их, понятное дело, будут рядовые потребители из своих кошельков.
Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области напоминает организациям и предпринимателям, торгующим в розницу лекарствами, обувью и меховыми изделиями, применяющим единый налог на вмененный доход (ЕНВД) или патент, что с 1 января 2020 года в связи с введением обязательной маркировки указанных товаров средствами идентификации ЕНВД для них отменяется.Аптечный, обувной и меховой бизнес имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, но при этом надо обязательно до 31 декабря текущего года уведомить налоговую инспекцию по установленной форме (форма № 26.2-1). В
противном случае налоговая служба автоматически переведет их на общую систему
налогообложения со всеми вытекающими: уплата НДС, НДФЛ, налога на прибыль
организаций.
Теперь немного подробней о том, что такое "маркировка товаров средствами идентификации". Это такая электронная метка вроде чипа, которую наносят на товар и которая содержит в себе всю информацию об источниках его происхождения. Таким образом государство предполагает бороться с контрафактной продукцией и защитить покупателя от некачественных товаров.
Нормы об обязательной маркировке и внедрении государственной информационной системы мониторинга за оборотом этих товаров были введены в федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в конце 2017 года, они вступили в силу с 1 января 2019 года. Согласно распоряжению правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р маркировка отдельных видов товаров проводится поэтапно. В начале текущего года была введена маркировка меховых изделий. Маркировка сигарет и папирос началась 1 июля. С 1 октября обязательно метятся отдельные виды лекарственных средств, а их
тотальная маркировка должна начаться 1 января 2020 года. Производителей, импортеров и продавцов обуви обязали наносить знаки идентификации с 1 марта 2020 года, с 1 июня 2020 года начнется повальная маркировка молочных изделий.
На очереди маркировка других товаров (парфюмерия, шины и покрышки, одежда, постельное белье, фотокамеры и пр.). К 2024 году планируется охватить маркировкой все товары.Глубокое внедрение
Начало обязательной маркировки – это еще не запрет оборота немаркированных товаров. Систему обязательного мониторинга внедряют в несколько этапов: сначала регистрация у оператора системы, потом нанесение кодов на товары и внесение информации в систему, затем запрет оборота без маркировки.
Чтобы маркировать товар, производителям и продавцам понадобится:
– приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись (если ее еще нет);
– зарегистрироваться на сайте "Честный знак";
– выбрать программное обеспечение для маркировки товаров;
– организовать электронный документооборот;
– настроить онлайн-кассу;
Теперь о главном: кто будет поставлять производителям и продавцам оборудование и этикетки и сколько это все будет стоить?
Как мы уже говорили выше, процесс мониторинга и оснащения торгующих всем необходимым должен вести оператор системы. Распоряжением правительства РФ от 03.04.2019 № 620-р таковым назначено ООО "Оператор-ЦРПТ" ("Центр развития перспективных технологий"). По данным центральных СМИ, бенефициарами ЦРПТ являются миллиардеры Алишер Усманов и Александр Галицкий и госкорпорация "Ростех".
Пока процесс внедрения маркировки находится в самом начале, поэтому бремя расходов еще не легло на плечи продавцов и покупателей. Но бизнес уже бьет тревогу. Так, Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) обратился в правительство с просьбой отсрочить маркировку молочной продукции. В ассоциации отмечают, что нововведение потребует 25 млрд рублей капитальных затрат на покупку оборудования для нанесения маркировки, а также ежегодных затрат на покупку кода для каждой упаковки продукции в 20 млрд рублей без НДС. При этом доля контрафактной продукции на молочном рынке составляет 0,01% или несколько
сотен миллионов рублей. "Введение обязательной маркировки является избыточной, затратной и неэффективной мерой... Такие действия противоречат не только проводимой государством политики “регуляторной гильотины” и “трансформации делового климата”, но и препятствуют достижению отраслью стратегической задачи самообеспечения и выхода на внешние рынки», - считают в "Союзмолоко".
Поясним, что с 1 июля текущего года стало обязательным оформление ветеринарных сертификатов на всю готовую животноводческую продукцию. В систему электронной ветеринарной сертификации Россельхознадзора «Меркурий» включены сгущенное молоко и сливки, сливочное масло, сыры и другая готовая молочная продукция. В "Созмолоко" утверждают, что обязательная маркировка молочной продукции просто дублирует "Меркурий" и несет ничем не обоснованные затраты.