Собаки страшные: астраханцы готовы объявить войну уличным стаям

07.12.2019 08:00 Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

Собаки, собаки, собаки… Сегодня тема бездомных собак в Астрахани звучит уже из каждого утюга. Еще вчера верные, преданные, славные, умные, дружелюбные наши дворняги, пестуемые всем двором, грозят превратиться в наших первейших врагов. И в этом, кроме нас, никто не виноват. А самое главное – в этой ситуации никто не знает, что делать.

Бирка не гарантия?
Во всех районах города появилось большое количество бездомных собак, которые стали представлять опасность для людей. Не заметить это невозможно. Горожане в ежедневном режиме пишут об этом в соцсетях, звонят во все службы, которые хоть каким-то боком причастны к этому вопросу. Не успокаивает и то, что среди сбитых стай разномастных псин появились их собратья с желтыми бирками на ушах. На этот предмет не надо строить иллюзий: часть астраханцев уверяет, что и эти, по всем требованиям закона стерилизованные и вакцинированные, животные не утрачивают своей агрессии и нападают на людей. На сегодня счет покусанных уличными собаками, обратившихся в текущем году за медпомощью перевалил за тысячу.

“Отлавливать и уничтожать!”
Назревает общественный конфликт: люди делятся на два непримиримых лагеря. Одни требуют немедленно и радикально решить вопрос с бездомными собаками. То есть полностью зачистить город от них. Потому что, по их мнению, астраханцы, особенно дети, каждый день подвергаются реальной опасности. “Перестаньте говорить ерунду про питомники для бездомных собак. Это не гуманизм. Это банальный отмыв бабла! Как я вижу решение проблемы? Не считайте меня каким-то фашистом, но выход один – уничтожение! Не плавное такое, что собак несчастных будут содержать в холодных приютах, полуголодными и озлобленными. Создать управление. Отлавливать по ночам бродячих собак и вывозить их на специально обустроенный полигон, где их будут уничтожать. Другого выхода, увы, нет. Иначе уже в ближайшие годы мы, люди, будем бояться выходить из подъездов”, – такой пост выложил наш коллега Ринат Мухтаров.

Далее он предлагает ввести тотальный контроль за домашними животными, реальную ответственность владельцев за своих питомцев. И эта точка зрения была многими поддержана.

“Ночь длинных ножей допустить нельзя!”
Другие категорически против. Их позицию озвучил один из комментаторов в соцсетях. Думается, она тоже должна быть услышана. “Проблема более чем серьезная. Но способ, предложенный автором, бесчеловечен. Это, знаете ли, такой самообман: давайте несколько дней (на период тотального истребления животных) побудем античеловеками, но зато после этого город заживет в полном комфорте. Ну а мы, то бишь его жители, все последующее время будем старательно гнать от себя и наших детей воспоминания об этих “ночах длинных ножей”.

Но давайте признаем, что мы все, в той или иной степени, причастны к усугублению проблемы бездомных животных и десятилетиями смотрели на нее сквозь пальцы. Если мы хотим сохранить свое человеческое лицо и признаем свою, а не собачью, ответственность за эту проблему, то у нас нет другого пути, как набраться терпения и наращивать работу по обустройству приютов, отлову, стерилизации и “чипированию” бродячих животных в этих приютах. Только так проблема постепенно сойдет на “нет”, и мы при этом не утратим права называть себя Ответственными Людьми”, – так прокомментировал пост астраханца некто Сергей.

“Напряжение растёт”
На прошлой неделе народ также пообсуждал историю, рассказанную депутатом гордумы Василием Ворохом, о том, как он отбил атаку собак-агрессоров. Первый раз четыре пса на ул. Ботвина хотели отбить у хозяйки “малюсенькую собачку”, и народный избранник был вынужден “орать, как старшина ВДВ”, и махать руками. Во втором случае депутат зафиксировал последствия нападения своры собак на автомобиль, припаркованный около дома, где живет депутат. Там четвероногие хулиганы испортили бампер.

По одной из версий, собаки могли таким образом вытаскивать кошку, которые имеют обыкновение греться под машиной или на капоте. По признанию полицейских, которые приехали на вызов хозяйки авто, это уже второй случай нападения собак на машины на той же Ботвина. Тогда псины прогрызли проводку и растерзали пластиковые детали. “Напряжение растет”, – констатировал депутат в своем посте.

“Одного приюта мало”
В регионе в настоящее время работает только один приют для собак “Верный друг”, расположенный в Приволжском районе. Это частная организация, уже много лет приют буквально выживает во многом за счет пожертвований. Такого количества собак, которое развелось сегодня, он вместить, разу­меется, не может.
В Астрахани есть пункт временного содержания животных без владельцев, который находится на улице Рождественского. Но о нем чуть ниже.
Многие считают, что ситуацию решит собачий питомник, который сейчас строится в Наримановском районе. На днях городские власти сообщили, что стройка должна завершиться к середине декабря.

Однако у зоозащитников, других инспекторов, кто побывал на этом объекте, есть опасения в том, что это не произойдет в установленные сроки. Пока там не проложены необходимые коммуникации. В частности, водопровод и электричество. Приют рассчитан на 300 собак, и эксперты считают, что этого крайне недостаточно. Так, депутат гордумы Татьяна Силкина уверена, что в области требуется не один и не два питомника, а много больше. “В Москве, Петербурге, других городах эта проблема решена во многом за счет приютов, в том числе и частных. Понятно, что это разные бюджеты, но и область выделяет достаточно средств для того, чтобы решать проблему бездомных животных”, – говорит она.

Депутат назвала ситуацию с уличными собаками вышедшей из-под контроля.
Она считает, что ответственность за это лежит на муниципальной власти и подведомственном ему подразделении “Чистый город”. У муниципалитета было время начиная с 2013 года, когда ему дали полномочия по всей проблематике безнадзорных животных, минимизировать численность бездомных собак и не доводить ситуацию до критичной точки.

– Такое количество собак – недоработка “Чистого города”. Я лично была и на территории будущего приюта в Наримановском районе, и в этом ангаре, где подразделение содержит отловленных собак. Есть подозрение, что и собаки не стерилизуются должным образом. Во всяком случае волонтерам, которые приезжали в этот концлагерь для животных, а иначе назвать я это никак не могу, отказались показать собак на предмет последствий операций по стерилизации. Это дает основания предположить, что часть животных просто биркуется и выпускается на улицы, – сказала Татьяна Силкина.

“Они не заслужили такого”
Претензии к пункту на Рождественского имеют свою почву, говорят зоозащитники.
– Я своими глазами видела, как содержатся собаки после операции. Вольер три на три, в нем 40-50 животных. Можете себе представить, что это такое? Бетон, холод, никаких подстилок. Все в крови, моче, экскрементах. Сплошная жижа. Собаки истощенные, голодные. Нам говорят, что их кормят: 300 граммов в день на одну особь положено по нормативу. Допустим. Так этот корм просто бросается в вольер, и все. Он достается собакам посильнее, другие, обессиленные, как стояли прилипшие к решетке клетки, так и стоят. Нам говорят: денег не хватает на содержание. И это допущу с некоторой оговоркой. Но людьми в этой ситуации кто мешает оставаться? Это же просто бесчеловечно! В чем эти собаки виноваты? Почему они так расплачиваются за наши просчеты? Волонтеры предложили сотрудникам пункта временного содержания безвозмездную помощь: чистить вольеры, привозить корм, так и от этого отказались, – в сердцах рассказывает депутат Татьяна Силкина о своей поездке в этот пункт.

Она также сообщила, что направила в прокуратуру запрос с просьбой провести там проверку, приложив все имеющиеся видеоматералы. По информации депутата, такая проверка уже ведется.

Отстрел запрещён
В свою очередь в городском управлении по коммунальному хозяйству и благоустройству большие стаи собак объясняют запретом на отстрел и эвтаназию, который наложен федеральным законом об ответственном обращении с животными. Собаки, не попавшие в отлов, успели дать новое потомство, пояснили в ведомстве. По некоторым данным, звучавшим в разных источниках, число безнадзорных собак может достигать 10 тысяч.

75 собак на передержке
Как пояснили КаспийИнфо в управлении, пункт временного содержания безнадзорных животных площадью чуть более 300 кв. м был построен на внебюджетные средства. В комплекс входят вольер-приемник, вольер-карантин и шесть вольеров для содержания животных. Норма содержания одного животного по нормативам – 2х2 м. На день нашего запроса в пункте находилось 75 собак без владельца. После стерилизации собак держат 10 дней, потом выпускают в естественную среду обитания.

Кормят животных согласно возрасту и весу, что должно отвечать требованиям ГОСТ Р 55453-2013 “Корма для непродуктивных животных”.
По муниципальному заданию подразделение отлавливает животных и привозит их к ветврачу, который выиграл тендер. (Он один на весь город – прим. ред.) Ветеринар осматривает животных, проводит кастрацию, стерилизацию, вакцинацию и другие манипуляции, сообщили в ведомстве.

Отловили около трёх тысяч
Теперь о деньгах, которые выделяются из областного бюджета. В 2019 году на выполнение работ по обращению с животными было выделено 11 млн 350 тыс. 284 рублей. В 2018-м – чуть больше 8 млн. В 2017-м – порядка 5 млн 650 руб.
Что касается отлова безнадзорных животных, то в 2017 году отловили 1904 особи (эвтаназии подверглось 1679); на июль 2018 года отловленных собак было 1220 и 1165 из них ликвидировано.

С января по октябрь 2019-го изъяли 2931особь. Эвтаназия происходила в первые два месяца зимы, пояснили в подразделении горадминистрации, но после вступления в силу федерального закона это было прекращено. Всего же за этот период в естественную среду обитания было выпущено 1795 собак.

Готовы взяться за ружья
Между тем некоторые отчаянные головы уже готовы сами взяться “за ружья” и разбираться с агрессивными стаями собак самостоятельно. В соцсетях можно даже встретить рекомендации от дог-хантеров, какими способами можно “технично” расправиться с бездомными животными. Следует помнить, что подобные деяния могут попасть под уголовную статью о жестоком обращении с животными, если это не будет признано необходимой самообороной или животное создавало реальную угрозу жизни и здоровью людей.