Воблу отнимают у народа: катастрофический паводок может привести к жестким мерам
05.12.2019 07:00
Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:
Ситуацию с весенним паводком 2019 года на Волге в Росрыболовстве назвали катастрофой, оценив попуски воды из водохранилищ как самые наихудшие за историю наблюдений. Они были очень короткие и очень маленькие по объемам. В ближайшее время это уже скажется на запасах таких видов рыб, как вобла и лещ, считают в ведомстве. Запасы народной рыбы станут таять.
Одной из мер по сохранению популяции этих видов рыб ведомство видит в жестком ограничении вылова. “Хотя рыбаки в этом не виноваты”, – подчеркнул замглавы Росрыболовства Василий Соколов на круглом столе в Совфеде.Чиновник отметил, что к таким мерам подталкивает неэффективное регулирование уровня воды в бассейне реки. Способы, которыми чиновники предлагают сохранить популяцию и запасы этих видов, очень непопулярные. Рыбный промысел в Астраханском крае был и остается если не главным якорем в экономике региона, то уж в жизни каждой второй семьи, особенно на селе, – это точно. Хотя пока непонятно, что кроется под словом “жестко”.
О том, что промысловые запасы воблы на Нижней Волге сокращаются, ученые говорят уже давно. По оценке КаспНИРХа, начиная с 2000 года они сократились в два раза – с 54 тыс. до 27 тыс. тонн. И каждый раз основной угрозой для рыбы называют плохие паводки.Так произошло и в этом году. Уже в начале лета ученые зафиксировали массовую гибель рыбы. Сотрудники института на основе анализа водохозяйственной обстановки в низовьях Волги сделали вывод, что свое “дело” сделали низкие величины меженных расходов в первый месяц лета и жаркая погода в июне. Вода прогрелась, ее было мало, и это создавало угрозу заморов. Температура воды на некоторых нерестовых участках достигала 28-32 градусов, молодь воблы, судака, щуки, сазана, других видов гибла, особенно в отшнурованных участках.
Между тем 2019 год КаспНИРХом был объявлен Годом воблы. Оценивая состояние ее популяции, ученые отмечают, что запасы этой полупроходной рыбы, нагулы которой происходят в Северном Каспии, невелики и продолжают снижаться. За весь период наблюдений, начиная с 1936 года, он снизился в сто раз. Для сравнения: в 1936-м улов воблы составлял 127 тыс. т, в 2018 г. – только 1,26 тыс. тонн. Среди уже вышеназванных причин сотрудники института указывают и на браконьерство.Удвоили для любителей
К слову, в 2019 году был зафиксирован новый рекорд по размеру воблы. Экземпляр добыли и выпустили 25 апреля на тоне 10-я Огневка. Длина рыбы – более 35 см при массе 1 кг 55 г. Ранее рекордный размер был установлен в 32 см при весе в 1 кг.
Каким образом жесткие ограничения по вылову воблы и леща, если таковые будут приняты, скажутся на промрыбаках и рыбаках-любителях?
Ведущий рубрики “Эх, хвост, чешуя...” Олег Сарана считает, для промрыбаков такое решение грозит финансовыми потерями и в конечном итоге коснется их семей. Как, впрочем, и семей тех астраханцев, которые привыкли добывать пропитание на реке.– У меня, как у обывателя и рыбака, лишь один вопрос. Почему за ошибки чиновников и управленцев от водных ресурсов отдуваются граждане? Даже замруководителя Росрыболовства Василий Соколов в своем выступлении в Совете Федерации признал, что рыбаки не виноваты в сложившейся ситуации. Так пусть виновные и компенсируют тот ущерб, который они нанесли экосистеме Нижней Волги.“Ни прогноза, ни наблюдений”
В своем выступлении Соколов обратил внимание на одну из причин неправильного планирования сбросов воды – некачественный прогноз приточности, который дает Росгидромет. А происходит это из-за сокращения гидропостов или мониторинговых пунктов, собирающих данные о состоянии снегозапаса и другой информации со всего бассейна Волги. Такой секвестр произошел в середине двухтысячных, отметил журналист.“Выбрасываем впустую”
Не менее острая проблема, влияющая на неэффективную работу водохранилищ, – жилая застройка по берегам этих самых водохранилищ. За последние 30 лет там выросли целые элитные коттеджные поселки. В результате волжские водохранилища утеряли 30 куб. км своей емкости. Это примерно тот объем, который этой осенью пришлось “выкинуть” впустую в море вместо того, чтобы придержать воду на следующее весеннее половодье. И если решать проблему комплексно, а по-другому ее не решить, то без ревизии разрешений, выданных на строительство жилых объектов, или сноса массивов не обойтись, убежден Олег Сарана.“Ловить только крупную рыбу”
Доктор биологических наук, профессор Аркадий Сокольский уверен, что жесткие ограничения по вылову ни к чему не приведут. Ученый видит другое решение вопроса сохранения и восстановления популяции не только этих видов рыб, но и сома. Причем, по его оценкам, это может произойти уже через два-три года.– Я уже неоднократно говорил о том, что прежде необходимо увеличить размер ячеи при промысловом лове. По науке это называется мера на рыбу (сейчас на воблу она составляет 17 см, на леща – 24 см – прим. ред.). Это даст возможность части воблы и леща пройти на нерестилища. То есть будут отлавливаться более крупные особи, что даст возможность рыбе помельче еще несколько раз проходить на нерест. Поэтому изменение меры на рыбу первоначально приведет к уменьшению лова. А в связи с тем, что большее число производителей пройдет на нерест, стадо восстановится и уловы возрастут. То есть ограничивать вылов рыбы вовсе необязательно.“Увеличить меру на воблу и леща”
Дело в том, что действующая мера на воблу была принята еще в 1958 году. Но тогда воблы вылавливали 60 тыс. тонн в год, сейчас –
1 тыс. тонн, а мера на рыбу уже более 60 лет остается прежней, тогда как выловы уменьшились в 60 раз. Считаю, что следует увеличить меру на рыбу промыслового и любительского лова до 19-20 см.
То же самое касается и леща. Сейчас мера на леща, которая тоже установлена 30 лет назад, составляет 24 см, и ее следует пересмотреть в сторону увеличения.Исключительно балыковые экземпляры
Тут же надо сказать и про сома. Его мера – 60 см. Эта рыба идет в основном на балычную продукцию. Что приготовишь из 60-сантиметрового сома? Надо сделать размер ячеи в 75 см и добывать только балычные экземпляры. Тогда более мелкие пройдут на нерестилища и дадут потомство. Автоматически произойдет увеличение количества рыб на нерестилищах даже при плохих паводках. Все равно производителей будет больше и нерест будет эффективнее. Таким образом, за 2-3 года мы добьемся восстановления популяции, считает ученый.