Ночью на минимальное расстояние к нам приблизилась особая планета

29.05.2019 19:00 Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

Один раз в год Церера приближается к Земле на минимальное расстояние, оказываясь на одной прямой с Солнцем и Землей. В 2019 году встреча произошла  в ночь с 28 на 29 мая. Блеск светила достиг +7m:  его можно было с легкостью найти в призменный бинокль. Карликовая планета и сейчас хороша видна, и еще несколько месяцев ее можно будет наблюдать в бинокль с поисковой картой. Астраханец из клуба им. Ф.Ю.Зигеля вчера очень быстро обнаружил ее прямо из города. И это может сделать каждый достаточно просто.

Астрономическая экспедиция

А астрономы из астраханского Клуба им. Ф.Ю.Зигеля будут наблюдать Цереру в телескопы 1 июня, во время астрономической экспедиции Desert Stars. Приглашают всех желающих. Ну а пока астрономы готовят телескопы к бою, в глубинах космоса беззвучно летит на свидание с людьми карликовая планета с непростой судьбой.

Великаны и пигмеи

В дружной семье Солнца есть разные персоны. Очень важные планеты-гиганты, чинно шествующие по небу на значительном удалении от Земли. Маленькие и резвые астероиды, которые, как и положено малышам, носятся везде сломя голову, того и гляди - налетят на зазевавшееся светило. И есть личности весьма странные. С одной стороны, по размеру не дотягивающие до авторитетных и давно признанных наукой планет, с другой стороны, имеющие круглую форму, устойчивые орбиты, и нередко успевшие обзавестись спутником-компаньоном. Речь идет об особом классе небесных тел - карликовых планетах.

В семье не без... ЦерерыВ середине XVIII века немецкий математик Тициус предложил эмпирический принцип распределения планетных орбит, известный как правило Тициуса - Боде. Согласно правилу, между орбитами Марса и Юпитера должно было находиться еще одно тело. За поиск взялись астрономы, и 1 января 1801 года его обнаружил итальянец Джузеппе Пиацци на обсерватории в Палермо. Обнаруженное тело никак не походило на известные планеты и первоначально его даже приняли за комету. Затем, после установления орбиты, скрепя сердце, признали планетой и дали имя в честь римской богини плодородия. Но под грузом неопровержимых фактов спустя полвека разжаловали до класса астероидов.

За что обидели?

Понятие "астероид" вошло в обиход астрономов после открытия массы мелких небесных тел, на одной орбите с Церерой, диски которых были неразличимы в телескоп (ἀστεροειδής - подобный звезде). С 1802 года открытия астероидов следовали одно за другим. Со временем были вычислены орбиты десятков тысяч тел, а сама область, нашпигованная космическими глыбами, получила название Пояс астероидов. Постольку, поскольку Церера не доминировала на своей орбите, а ее масса составляла только треть от общей массы Пояса, высокий статус планеты был отменен. Как впрочем, в 2006 году астрономы смягчили свою позицию и приняли соломоново решение - планета, но карликовая.

Свет мой, зеркальце, скажи.

Церера - небольшой каменистый мир, средним поперечником в 930 км, имеющий достаточно быстрое осевое вращение (9ч 4мин). Один оборот вокруг Солнца она совершает за 4,6 лет. В благоприятные противостояния, когда угловой поперечник светила увеличивается до 0,84", в телескоп с объективом от 200мм можно рассмотреть крошечный диск, похожий на мелкую рыбью икринку. Фотографии, сделанные в 2015 году американской межпланетной станцией Dawn, показали темно-серую поверхность, испещренную тысячами кратеров ударного происхождения. Как считают ученые, грунт Цереры богат водой (до 50%), а глубоко в недрах находится силикатное ядро.