Куда и почему уходят маршрутки. Транспортный коллапс ждет астраханцев?

 Маршрутчики, похоже, включили режим массового исхода

07.05.2021 08:00 Общество
5048

Действительно ли маршруток становится меньше на улицах Астрахани и нас может ожидать коллапс по части общественного транспорта? Ведь новых автобусов не прибавилось, а те, что есть, не покрывают нужды пассажиров. Маршрутчики, похоже, включили режим массового исхода и исключаются из реестра перевозчиков по собственному желанию. 

Самоликвидация перевозчиков не влияет на число подвижного состава на маршрутах, прокомментировали в городском управлении транспорта ситуацию на рынке пассажирских перевозок. Между тем в гортрансе признали, что в течение года объемы перевозок существенно сокращены. В том числе из-за пандемии и ремонта Милицейского моста. Из-за нерентабельности маршрутов этого направления с него также ушла часть перевозчиков, включая и межмуниципальных. О том, что количество маршруток на разных маршрутах заметно поубавилось, а ИП начинают сдавать маршрутные карты, КаспийИнфо уже неоднократно подробно рассказывал.

Если ситуация не изменится, на линиях останутся только самые востребованные маршруты. То есть до 50% предпринимателей могут закрыть свое дело, пояснял осенью прошлого года заместитель руководителя региональной Ассоциации автотранспортников (РАСА) Дамир Булатов. К слову, примерно тогда же ликвидировалась и сама РАСА. 

Факторы, которые влияют на решения перевозчиков уходить с маршрутов, с позиции бизнеса очевидны. Предприниматели считают, что их расходы слишком высоки, бизнес становится убыточным. А с учетом закредитованности многих ИП, которые взяли подвижной состав в лизинг, - и вовсе разорительным.
Грядут расходы и на обязательные тахограф и кассовые аппараты. Отсрочки установки тахографа маршруточный бизнес добивался любыми способами. Этот прибор заставит предпринимателей увеличить штат водителей на маршруте. И крутить баранку будет уже, условно говоря, не один человек по 12 часов в сутки, а три. А на это, говорят перевозчики, у них денег нет. 

На сегодня, по данным городского управления транспорта, перевозчики выставляют на линии до 75% своего подвижного состава — сказывается снижения пассажиропотока. Это заставляет часть предпринимателей корректировать расписание и интервал движения, поскольку число машин сокращается. Сегодня в часы пик мы видим, казалось бы, недопустимую в условиях пандемии картину: машины идут переполненные, в салоны набивается уйма пассажиров, а нужную маршрутку приходится ждать порой и по 40 минут. 


По информации гортранса, сегодня на 72 действующих муниципальных маршрутах работают 285 перевозчиков. Ранее 51 индивидуальный предприниматель был исключен из соответствующего реестра. 

Больше всего перевозчиков добровольно ушли с маршрутов №№ 13с, 14с, 41с, 43с, 61с, 36с, 84с. По решению арбитража свидетельства недействительны у маршрутов 57с и 71с. За нарушения из реестра был исключен перевозчик 97-го маршрута: во время пандемии машины три дня не выходили на линию, уточнили в управлении. 

Пассажирских перевозок на этих маршрутах нет. Предпринимателям предложено заявиться на этих маршрутов без открытых конкурсов. Однако пока ни одной заявки не поступило. В гортрансе также отметили, что до конца года запланированы конкурсы на получение свидетельств на регулярные перевозки. Заявится на них кто-либо из ИП — еще вопрос. 

Как считает председатель Астраханского совета по малому предпринимательству на общественном транспорте Алексей Макеев, ситуацию на рынке перевозок, в том числе на межмуниципальных маршрутах, можно изменить через закупки и тендеры в части регулируемых тарифов, как это происходит в крупных городах. 

«Если пассажиров становится меньше, а субсидий от муниципалитета нет, поскольку тариф нерегулируемый,  — предприниматель будет уходить. Чтобы перевозчик не уходил с маршрута, чиновники должны сделать все, чтобы заманить его даже в самое далекое село. Найти механизмы, просчитывать и внимательно изучать пассажиропоток. Потому что предприниматель вкладывает в этот бизнес свои деньги. Самый главный момент — чиновники должны разговаривать с перевозчиками, а не навязывать им свою волю. Это не работает», - сказал он. 

Говорить о том, что из-за самоликвидации маршрутчиков в Астрахани начинается транспортный коллапс, рано. В свою очередь муниципалитет решительно настроен на то, чтобы отодвинуть маршрутки как вид общественного транспорта на периферию, оставив их только на «подхвате». На смену ему должен прийти муниципальный транспорт. Сейчас в областном центре нет ни одного маршрута, который работает по регулируемому тарифу. То есть все маршрутки коммерческие и сами устанавливают цены на билеты. «Синие» автобусы  тоже находятся в частных руках. 

Глава города Мария Пермякова в конце прошлого года заявила о том, что в регионе идет работа над созданием схемы межмуниципальных маршрутов. Возможно, под будущую Астраханскую агломерацию. Разрабатывается и Комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД). Над ней воронежская организация трудится с 2019 года. Ранее губернатор Игорь Бабушкин дал понять, что новые автобусы в облцентр не придут до тех пор, пока не будет создан муниципальный автобусный парк. В феврале этого года глава региона подчеркнул, что большие автобусы будут закуплены, когда будет модернизирована система пассажирских перевозок в области. Ее обещают начать уже в этом году. В общем, ждем. Главное, чтобы в переходный период не получилось так, что основным видом транспорта в облцентре осталось такси. 

Автор:

фото Елены Зимней

ТОП-5. Общество

Все новости

Самое читаемое на сайте

Все новости