Архитектора кремля-то подменили! Курьез в названии одной из астраханских улиц
Есть в Астрахани малоизвестная улица Федора Вельяминова. Местоположение ее - Трусовский район, бывший поселок Новолесной. До 1966 года она называлась улицей 8 Марта. И вот появилось 15 марта 1966 года интересное решение горисполкома…
В самом тексте этого решения читаем: «В соответствии с Указом Президиума ВС РСФСР от 15/1-65 года № 751/1 «О расширении городской черты города Астрахани, Астраханской области» Наримановским райсоветом горисполкому переданы поселок Приволжье, с. Карантинное и поселок Ново-Лесной». В связи с чем появился ряд улиц, чьи названия дублировали названия ряда городских улиц. Во избежание путаницы решили провести переименования. В частности, в Трусовском районе улицу 8 Марта решили переименовать в улицу Федора Вельяминова. И что бы вы думали? В постановлении сказано, что имя это ей присваивается… «в честь строителя Астраханского кремля»!
Здесь-то и кроется курьез.
Наша первая деревянная крепость-кремль к 1586 году утратила свою актуальность, и в столице решили ее перестроить и усилить. Поэтому летом 1588 года деревянный кремль начали переделывать в «каменный». За всю стройку в целом отвечал «большой» воевода, а «дело строения» вели присланные из Москвы специалисты Михаил Иванович Вельяминов, Григорий Овцин и дьяк Дей Губастый.
«Каменный» - значит построенный из кирпича. А вот собственно камень был нужен для изготовления связующего раствора. И его пришлось везти с Самарских меловых гор, поэтому для удешевления и ускорения процесса появилась идея брать кирпич и старый затвердевший раствор из «ближних и дальних Сараев». То есть нужно было разобрать остатки построек Сарая-Бату, первой столицы Золотой Орды, у села Селитренное. Кирпич решили очистить пустить «в кладку», а отбитую известь брать для раствора, который скреплял кирпичи.
Но метод не всем понравился. Вельяминов и строители считали, что если старую известь смешивать с новой, то будет непрочная смесь. А воевода Троекуров предлагал обжигать старую известь. Он получил пробный образец и убеждал применить этот способ.
Строители не соглашались. Пришлось спорщикам написать царю и послать в Москву образец извести. Царь лично велел осмотреть эту «посылку» зодчему Федору Коню – мастеру палатному и церковному. В 1590 году астраханцам пришел ответ: «только тое известь мешати вполы с новою и она в городовое дело пригодится». То есть разрешили смешивать известь старую, «сарайскую», с новой.
Итак, никакой «Федор Вельяминов» наш Астраханский кремль не строил. Строителем был Михаил Вельяминов. Вот и вышло, что из-за банальной ошибки в документе в городе возникла улица, названная в честь «фантомного» архитектора!
Однако сейчас оплошность отчасти исправлена: в современных геоинформационных системах улица называется - просто улица Вельяминова, без указания его имени.