Могут ли цены на бензин не расти? Разбираемся
Кусачее горючее
Цены на заправках продолжают неприятно удивлять астраханских автомобилистов, и не только астраханских — они растут по всей стране. Стоит ли в этом году ожидать если не снижения, то хотя бы какой-то стабилизации стоимости топлива, разбирался КаспийИнфо.
«Как тут не злиться, если газ на одной из заправок города вырос в цене за месяц с 27 до 36 рублей за литр? - раздражен наш корреспондент, ведущий рубрики «Цены» Ринат Мухтаров. - На других заправках, к счастью, ситуация чуть лучше. Например, в начале июля газ был 26,20, а в начале августа - уже по 29,70. То есть прирост 3,50 за литр. А вот на еще одной сети газовых заправок цена литра выросла 27 до 32,50. Прирост 5,50. Однако, зла не хватает...
А бензин, думаете, стоит на месте? Вот вам пример. В конце июня литр 92-го бензина был 46,20. Потом ни с того ни с сего стал по 46,50. Потом подорожал до 46,92. И держалась цена 46,92, наверное, целую неделю. И вот сегодня (16 августа — ред.) литр стоит уже 47 рублей 7 копеек», - сокрушается обозреватель КаспийИнфо.
Думается, чувства нашего корреспондента разделяет большинство владельцев железных коней. Мы, конечно, сейчас попробуем разобраться, почему растут цены на ГСМ и можно ли их остановить. Но вначале отметим два базовых постулата. Первый. В этом году быстро дорожают все товары, и моторное топливо здесь не только не исключение, а ни разу не исключение.
Второй. Цены на бензин в нашей стране растут всегда, невзирая на общую инфляцию, курс доллара и стоимость нефти.
О причинах нынешнего подорожания топлива, если кого-то они утешат, можно прочитать по ссылке. А где же наше правительство, спросите вы? Почему оно не занимается проблемой и не принимает меры по сдерживанию цен на топливо?
Да принимает, и давно, вводя всякие демпферные механизмы, компенсируя нефтяным компаниям потери от сдерживания цен на бензин на внутреннем рынке, побуждая производителей увеличивать биржевые объемы продажи топлива на внутреннем рынке и т.д. Без этих мер, признают аналитики, заправляться на наших АЗС было бы еще накладней. Но нам с вами от этого не легче.
Этих мер недостаточно, скажете вы и, видимо, будете правы. Но что еще может сделать наше бедное правительство? Запретить экспорт нефтепродуктов? Это краткосрочные и крайние меры, да и нефтяников обижать не хочется, срывать им выгодные заграничные контракты, портить имидж на международной арене. Свои же люди. Да и падение доходов от экспорта и поступлений в бюджет тоже не мед.
Ввести госрегулирование цен на бензин? Получим в итоге дефицит топлива, очереди на заправках и спекуляцию. Конечно, если ситуация с ГСМ будет накаляться и дальше, наверху что-то еще предпримут, цены придержат на какое-то время, но дешеветь хотя бы в какой-то среднесрочной перспективе оно точно не будет — в нашей стране такое невозможно. И вот почему.
В структуре стоимости топлива порядка 70% - это налоги (в том числе и на нефть): НДС, акциз, налог на добычу (НДПИ). Если кто помнит, то НДС у нас в 2019 году повысили с 18 до 20 процентов, а акцизы увеличивают практически каждый год. С 2014 года, по данным «Российской газеты», они выросли в 2,5 раза. Как правило, ежегодно растет и НДПИ.
Еще около 17% - это расходы на переработку и транспортировку горючего и прибыль АЗС: зарплата, затраты на технику, транспорт, обслуживание, рентабельность. Здесь в смысле экономии тоже не разбежишься.
Оставшиеся 10-12% - стоимость сырья, то есть нефти. Казалось бы, если она дешевеет, то должна падать и конечная цена на топливо. Но из-за невысокого удельного веса в общей стоимости бензина снижение цены на нефть на конечную цену влияет незначительно: например, если нефть дешевеет на 10%, то стоимость топлива может снизиться всего на 1,2%. А сейчас нефть, наоборот, дорожает.
Не забудем также о снижении курса рубля к доллару, что в итоге приводит к повышению рублевых цен на черное золото и биржевых цен на бензин.
А теперь скажите: видите вы хоть где-то из всего вышеперечисленного резервы для реального обуздания цен на топливо? Снижение налогов? Это из области фантастики. Укрепление рубля? Спросите у доллара. Реструктуризация экономики, снижение зависимости от сырьевой экспортной составляющей? Долгая история.
Поэтому народная примета «когда нефть дешевеет, то цены на бензин растут, а когда дорожает, то они поднимаются», еще долго будет сбываться.