Подсчитали – прослезились: главного счетовода переписи уволили
Хотя по накалу международных страстей следовало бы писать о внешней политике, но, по-моему, самое символическое и значимое для нас событие минувшей недели – увольнение замруководителя Росстата, отвечавшего за Перепись-2021. Но разговор у нас пойдет не о переписи, а о вранье как фундаменте и мейнстриме внутренней политики и о его социальных последствиях. Перепись – так, для иллюстрации.
Всего несколько дней назад господин Смелов решительно заявлял, что перепись прошли более 100% населения (что на самом деле действительно может быть, например, если число анкет при полном охвате может быть выше прогнозной численности населения, или при двойном счете, который неизбежен при сочетании анкетирования и онлайнового участия в переписи). Это заявление вызвало у стороннего наблюдателя недоумение, а у тех, кто имеет дело со статистикой по роду занятий – скорее чувство безнадёжности от провала важнейшего государственного мероприятия. Ведь переписи проводятся раз в 10 лет, это сложное и дорогостоящее мероприятие, но оно необходимо, так как на основании демографических данных ведется все бюджетное планирование по градам и весям России. Нет более-менее достоверных демографических данных – госуправление обязательно будет вестись методом тыка. Консенсус-оценка специалистов, высказанная в еженедельнике «Демоскоп» – издании Института демографии им. А.Вишневского: перепись реально прошли 25-30% населения РФ (добавим для верности еще процентов 15-20 тех, кто переписался на Госуслугах). По личным наблюдениям и расспросам готов согласиться с этой оценкой, но с одной оговоркой: думаю, что в селах, где переписчиков знают лично, охват был получше (видел собственными глазами, как и технические проблемы с планшетом), в городах охват похуже.
Возможно, не стоило ее, перепись, в этом году проводить, ведь пандемия же? Но о вранье насчет пандемии я уже писал достаточно. Самообман в управлении и публичное лукавство обрушили систему здравоохранения, привели к массовым жертвам и падению экономики, в довесок имеем мощное движение антипрививочников, социальную нестабильность и рост недоверия к власти. Стоил весь этот уход от правды, способный действовать от силы до следующего сезонного подъема пандемии, таких последствий? И стоило на основании этого проводить перепись населения, попирая основы эпидемиологии? Ведь с самого начала было понятно, что по итогам переписи опять придется лукавить – и об этом специалисты предупреждали. Многие люди прятались от переписчиков, не желая отвечать на прямые вопросы о доходах, вообще сообщать любые персональные данные – это как раз индикатор доверия общества к власти.
За что же с ней, властью, так: она же своя, родная, куда ж мы без нее, еще Платон написал: «Ни один человек не должен быть без начальника»? А недоверие это идет от опыта. Сказали: «Пенсионный возраст повышать не будем» - и через несколько лет повысили. Сказали: «Осенью пандемии не будет, а если и будет, то маа-ахонькая», а она, пандемия, аж взревела через месяц после этих заклинаний.
Кстати, про пенсии – не могу не поделиться своим собственным опытом. Когда у нас в 2002 г. была введена (а в 2010-м реконструирована) накопительная система, я, честно, обрадовался – ну, наконец цивилизация пришла и к нам. Собрались мы всем трудовым коллективом, разъяснили суть новой системы и ее возможности, большинство после этого написали заявления в ПФР о переводе накапливаемых на индивидуальном счете средств в один из НПФ. Но меня через несколько лет держава слегка расстроила, заявив, что я слишком старый для накопительной системы и больше мне на накопительный счет ничего перечислять нельзя. Но тут же держава меня постаралась успокоить, объявив, что баллы-то пенсионные копиться у меня будут все равно – «работай, дорогой товарищ, побольше, получай большую и белую зарплату и будет тебе счастье». Уверовав, я так и поступил. Работал много, зарабатывал неплохо, за ростом своих пенсионных баллов посматривал и радовался – вот наступит скоро безмятежная и обеспеченная старость… Ага, как же, первое, что я услышал, когда пришел в назначенный час оформлять пенсию: «У вас еще по работе в администрации потолок, больше вам нельзя, вот если бы вы работали на Крайнем Севере…» - оопс! Получается, что последние 15 лет я вкалывал по 12-14 часов в сутки, практически не имея отпусков – зачем? Мог же спокойно сидеть на какой-нибудь синекуре без напряга и получить ровно ту же самую пенсию. Лично мое доверие к системе после этого угасло насовсем. Похоже, более прагматичная современная молодежь это поняла раньше меня и сейчас рассчитывает только на себя и собственный успех в жизни, понимая, что от державы в старости вряд ли что получит.
Но вернёмся к демографии. Вроде как у нас государство хочет, чтобы мы – население – плодились и размножались, чтобы налогоплательщиков было все больше и больше. И для этого даже вводятся такие стимулы как материнский капитал, разные пособия и пр. И вроде бы эта система действует, во всяком случае, многие реально берут ипотеку как раз на материнский капитал, учат детей и пр. Но, объясните тогда, отчего рождение ребенка для большинства семей означает переход в более низкую категорию по уровню жизни? А рождение второго ребенка с высокой долей вероятности переводит семью в разряд малообеспеченных? Не поэтому ли все меньше готовых завести второго ребенка – и это несмотря на материнский капитал, а о третьем вообще мало кто задумывается? Это я еще не трогаю, например, госпрограмму «Семейный автомобиль» и т. д.
С массовой бедностью населения наше правительство борется, преимущественно «совершенствуя» методику подсчета бедных. Те же пенсионеры, став оными, автоматически попадают в разряд малообеспеченных. Самое любопытное, что при этом сами пенсионеры скорее относят себя к «среднему классу» - мол, живем же, как все другие пенсионеры, значит – средне.
В заключение о самом злободневном – инфляции. Доминирующее объяснение в наших СМИ – весь рост цен на продукты обусловлен внешними факторами.
Но продуктовая инфляция у нас раз в 7-9 выше «гейропской» и несколько дней назад нервы не выдержали даже у нашего Центробанка, который заявил, что цены на продукты гораздо лучше сдерживать прямыми выплатами малоимущим, чем давлением на бизнес и принудительной госрегулировкой. Экономисты идут дальше и требуют отмены «контрсанкций», из-за которых, как и ожидалось (об этом настойчиво предупреждали еще в 2014 г.), изоляция российских производителей продуктов от конкуренции привела к падению качества и подорожанию отечественной продукции. Сейчас, по истечении 7 лет, очевидно, что программа «импортозамещения» провалилась, а получили мы ровно то, что ожидали – продукты дорогие (дороже, чем во многих странах бывшего СЭВ) и нередко сомнительного качества.
Подобных примеров, когда обман населения по политико-конъюнктурным соображениям бьет по карманам и качеству жизни (а то и по жизни), можно привести еще множество, каждый может многое припомнить из своей практики, но на сегодня, пожалуй, достаточно.
Ложь никогда не бывает во благо, она всегда рано или поздно вскрывается и наносит ущерб и тем, кому лгут, и тем, кто лжет. Перефразируя одного мультперсонажа, можно сказать: «Ребята, давайте жить честно, не обманывая себя и друг друга». Жить по лжи можно, но не бесконечно…