Астраханскому ТЮЗу исполняется 90 лет. Самые интересные факты 

Из довоенной истории театра 

10.03.2023 17:09 Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

В марте астраханскому ТЮЗу исполняется 90 лет. Вряд ли найдется астраханец, который не бывал в его стенах и не видел его спектакли. Но о первых десятилетиях существования театра можно узнать только из архивов. Оказывается, первая труппа ТЮЗа состояла из молодых  выходцев из театральной самодеятельности. Настолько молодых, что 23-летняя актриса была старше всех женщин в театре. Рассказываем о самых интересных фактах из довоенной истории ТЮЗа.

Тернистый путь

Астраханский театр юного зрителя сегодня известен не только в области, стране, но и за рубежом. Участник и организатор мероприятий всероссийского и международного масштабов, театр ежегодно успешно реализовывает множество интересных проектов. Благодаря разнообразному репертуару, ТЮЗ является центром культурного обогащения для зрителей всех возрастных категорий.

Однако всегда ли Астраханскому ТЮЗу сопутствовала удача? Документы из Государственного архива Астраханской области и архива Астраханской областной научной библиотеки имени Н.К. Крупской дают понять, что путь становления сегодняшнего успешного и любимого астраханцами театра был долог и тернист.

Загадочная дата
Начнем с того, что дата основания, которая ежегодно отмечается ТЮЗом – 11 марта 1933 года – является довольно спорной, так как в разных архивных источниках упоминается и 20 февраля 1933 года, и 10 апреля 1933 года, и 12 апреля этого же года, и 12 марта, и даже 1938 год. В нескольких документах отмечается, что первая постановка тюзовцев пьесы «Путь далекий» была представлена публике 20 февраля, а гордеткомиссия взяла под свое покровительство молодой коллектив 10 апреля 1933 года. Откуда взялась дата 11 марта 1933 года? Загадка!

Как всё начиналось 
Первые спектакли тюзовцы проводили на клубных сценах города и на заводах. Организованного зрителя у театра не было, соответственно, и кассовые сборы были маленькие. Однако коллектив ставил до 30 спектаклей в месяц. Первая труппа – это молодые и самые успешные выходцы из театральной самодеятельности. Настолько молодые, что в сохранившемся письме одной из первых актрис и основателей ТЮЗа  В.И. Мазановой сообщается, что она в 23 года была старше всех женщин в театре.
Актеры неустанно давали представления на самых различных площадках. А с 1 мая обслуживание детей рабочих окраинных заводов, в числе которых завод III Интернационала, им. Ленина, Сталина, 10 лет Октября, Фридриха Энгельса, на Трусово, консервкомбинате и других, стало теперь регулярным. Выступления отнюдь не ограничивались спектаклями, артисты организовывали игры и даже разучивали с детьми революционные песни. Все было бы намного проще, если бы они заручились  поддержкой со стороны властей. Так ведь нет! Далеко не все руководители заводов радостно реагировали на подобные планы молодого театра. Самое странное и обидное – начинающему театру не помогало ГорОНО. «На ТЮЗ нет денег, а раз так, значит, и разговаривать нечего. Руководить хорошо тогда, когда есть деньги», - был ответ заведующего ГорОНО Тюменева при обращениях тюзовцев. Отказывали им и профсоюзы, и клубы. Мало кто знает, но за неимением средств, после всего лишь двухмесячного существования ТЮЗ даже на некоторое время полностью прекратил свою работу.  

Первая труппа ТЮЗа

Ситуация наладилась 
8 сентября 1933 года, когда Городское бюро Астраханского ГК ВКПб учло «большое политическое значение художественно-воспитательной работы среди детей» и одобрило инициативу организации ТЮЗа, дела наконец-то пошли в гору: предоставили финансовое обеспечение и постоянное помещение – бывший клуб Соцкультуры. 
Всего лишь за один год своего существования театр организовал в детдомах, детских лагерях и на других площадках 4 драмкружка, 1 хоровой, 1 электротехнический. Кроме этого, он оказывал методическую помощь по вопросам самодеятельности.  Действовали детские самодеятельные кружки и при самом ТЮЗе, в том числе татарский и азербайджанский.

«Куда сегодня пойти?»
Свою популярность театр также приобретал и на городских гуляньях. Любопытна заметка «Куда сегодня пойти?» в газете «Коммунист»: «В саду «Водник» (против пристани № 17) театром юного зрителя устраиваются большое детское гулянье, спектакль, эстрадные выступления и аттракцион «Путешествие вокруг света». В саду духовой оркестр. Начало в 6 часов вечера». В саду им. К. Маркса театром были организованы такие же мероприятия. Но и в этом деле не обходилось без трудностей. Например, руководители сада «Водник» сначала пожелали театру почаще устраивать детские гулянья, а затем заявили: «Вот вам сад и больше ничего не спрашивайте».

А учителя «против»! 
В 1934 году финансовые проблемы по-прежнему занимают главенствующее место в жизни театра и очень тормозят его развитие. Хотя истинные корни всех проблем – непонимание и неприятие театра органами власти и образования, в том числе школами. Так, в начале 1934 года педагоги отказывались идти на контакт и негативно реагировали на призывы ТЮЗа о развертывании внешкольной работы, массовых приглашениях школьников в театр, ведь учеников необходимо было сопровождать на спектакли в свободное от работы время. Но ситуация наладилась уже в сентябре этого же года: школам и предприятиям города постоянные места отныне продавались на 75 процентов от загрузки зала.

Клуб железнодорожников+ТЮЗ
Проблемы касались даже собственного постоянного помещения. В августе 1934 года на заседании президиума Астраханского горсовета было решено удовлетворить ходатайство Астраханского Полит-отдела РУЖД предоставить помещение, где ныне находился ТЮЗ, дабы  организовать там клуб железнодорожников. Можно ли представить, чтобы и клуб железнодорожников, и театр были в одном помещении? Естественно, уже это предвещало трудности и перемены.

Первое звено, 1933 год.

Первые достижения
При этом достижений в 1934 году было немало. Теперь спектакли на заводах устраивались не только для детей, но и для рабочих. Самодеятельные кружки основательно и регулярно работали, а в театре велись не только консультации, но и обсуждения пьес со зрителями. Самое главное - в 1934 году приглашаются квалифицированные актеры. А уже  в декабре (только представить: всего лишь через полтора года после основания!) Астраханский ТЮЗ включился во Всесоюзное соревнование на лучший ТЮЗ в СССР, проводимый в связи с пятнадцатилетием московского, ленинградского и харьковского ТЮЗов.

И вновь проблемы 
В 1935 году в финансовом плане достижений всё еще нет: крайне маленькая дотация не позволяла должным образом оформлять постановки и наиболее широко развернуть массовую работу среди школьников. Администрация клуба железнодорожников, с которым ТЮЗ делил одно помещение, «по собственному желанию сломала в зрительном зале амфитеатр». Как театру продолжать работать в таких условиях? Конечно, ТЮЗу вновь предстояли множественные переезды.

Кино в театре
В 1935 году случилось довольно интересное, нетипичное, по крайней мере, для современного понимания, событие – при театре появляется свой собственный кинотеатр!  В сентябре 1935 года на заседании президиума Астраханского Городского Совета РК и К депутатов было решено выделить  из суммы, ассигнованной на постройку Водбазы, 16 тысяч рублей на оборудование детского звукового кино в ТЮЗе. 
И это только начало! Впереди у театра еще множество падений и взлетов, новых трудностей и новых достижений. Именно так, годами, десятилетиями вырабатывался стойкий стержень, характер, статус театра, который мы знаем и любим. И название ему – Астраханский театр юного зрителя. 

Работники цехов, 30-е

Рост театра и его популярность
Шёл 1936 год. Астраханский горсовет отметил улучшение работы ТЮЗа по художественному обслуживанию детей города, повышение качества режиссерского руководства. Однако репертуар ТЮЗа был, в большей степени, ориентирован на старшую возрастную группу. По крайней мере, так решил  горсовет и был с этим весьма не согласен. 
К 1937 году театр успел переместиться в другое здание – по ул. Братская (Кирова), 32. В годовом отчете театра за 1937 год так указывается адрес театра: «ул. Братская, 32, Сталинградская обл., РСФСР, здание Коммунхоза- бывший клуб. Число мест в зале – 390». 
В 1937 году ТЮЗ становится достаточно популярным, так как в отчете за год процент загрузки зрительного зала превышает запланированный: 80%/95%. 
Какова была тематика спектаклей этого периода? Старая школа, революционное движение; исторические; забота о детях в нашей стране; участие ребят в борьбе за диктатуру пролетариата; драматургические переделки излюбленных детьми классических и литературных произведений; классическая драматургия. 
Областной отдел по делам искусств отмечают повышение художественного качества постановок, что значительно повышает рост Театра юного зрителя.
Интересно, что недостаточно разнообразный личный гардероб актеров рассматривался как проблема театра, ведь это навлекало материальные растраты, «в связи с чем, почти к каждому спектаклю театр вынужден был шить костюмы». 
Материальные растраты были вызваны и изношенностью состояния основных средств театра (до 70 %), поэтому было необходимо новое имущество. В частности, в зрительном зале венские стулья заменялись креслами с откидными сиденьями.
В 1937 году начинается переподготовка кадров. Учебной работе отводится 4 часа рабочей недели. Из них 1 час отводится полит-учебе, 3 часа – мастерству актера.  

Театр в театре
9 мая 1937 года случилось еще одно интересное событие: на заседании президиума горсовета решается «принять предложение гороно и директора ТЮЗа об организации кукольного театра при ТЮЗе для обслуживания детей школьного и дошкольного возраста». То есть, в 1937 году Астраханский ТЮЗ имеет уже два собственных подсобных предприятия: кино и кукольный театр.  

Первый юбилей
1938 год. «На днях работоспособный коллектив тюзовцев отмечает пятилетний юбилей своей творческой работы. К этой дате тюзовцы пришли с большими достижениями. Из маленького кружка любителей вырос театр, имеющий свое творческое лицо», - звучит заметка газеты «Коммунист» от 9 апреля 1938 г. В труппе театра 30 человек, но выходцы их кружков самодеятельности составляют все еще 90 процентов. При ТЮЗе имеется актив из 25 человек, с которым театр проводит интересную воспитательную работу. В ТЮЗе создана педагогическая часть, направленная на укрепление связей со школами. При театре организована постоянная консультация для школьных драмкружков. Отдельные работники театра ведут общественную работу в школах.

Без внимания и помощи 
Кукольный театр, организованный всего год назад, без помощи общественных организаций, не имея материальной базы, находится на грани расформирования. Театру по-прежнему оказывается недостаточное внимание со стороны горсовета и общественных организаций. Это выливается в то, что помещение, в котором находился ТЮЗ, кировским райсоветом было признано непригодным, однако к каким-либо изменениям его заключение не привело. Крыша театра протекала, мебель нуждалась в замене, декорации хранились в коридорах, не было оформления для досуговой зоны: цветов, картин, игр, литературы. 
Пригласить квалифицированных актеров из других городов театр тоже был не в состоянии, так как у театра не имелось своего дома-общежития, а значит, не было возможности предоставить им квартиры. 
Не получал помощи ТЮЗ и от Драмтеатра. «Это – два островка, не имеющие между собой никакой связи. Нет общих творческих встреч. Молодые работники ТЮЗа хотят перенять опыт работы старших товарищей, но, увы, это пока несбыточные мечты». Тем не менее, актеры упорно трудятся, и это сказывается на постановках. 
На начало нового сезона 1938 года финансовое состояние еще более ухудшилось. Театр не в состоянии хорошо оформить спектакли. К тому же никаких материалов – ни килограмма гвоздей, ни листа фанеры – театр не получает. «И вот, оформление спектакля каждый раз собирается «с миру по нитке». Творческому коллективу негде даже проводить репетиции, так как основное здание на тот момент было на ремонте. ТЮЗ вынужден многократно менять локации, что дезориентировало зрителей, которые не успевали уследить за перемещениями театра, а также, несомненно, сказалось на качестве постановок. Таким образом, открытие сезона произошло в клубе им. Пушкина, через 10 дней перешли в клуб имени Калинина, оттуда, через 15 дней, - в татарский театр.

Ситуация налаживается
В 1939 году ситуация несколько налаживается. С 20 февраля театр имеет отдельное помещение для демонстрации кинокартин. С начала появления кино при ТЮЗе различные фильмы посмотрело свыше 47 тысяч юных зрителей. Уделяется большое внимание лучшему оформлению спектаклей. 
Педагогическая часть театра организует конкурсы на лучшие рисунки и выставки рисунков, конкурсы на лучшую рецензию на спектакль. Для зрителей проводится консультация по спектаклям. Проводится смотр детской художественной самодеятельности школ.
В 1939 году состоялась первая масштабная зрительская конференция, на которой собралось свыше 150 человек. Зрители говорили о достоинствах и недостатках спектаклей. «Бесспорно, в работе над постановкой пьес классиков у ТЮЗа есть достижения, но современный репертуар представлен в большинстве очень убогими пьесами». 
В 1940 году театр юного зрителя ввел специальные киносеансы для детей дошкольного возраста. Для этого подобран репертуар детских фильмов. Например, «Дед Иван», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Медвежонок», «Веселые путешественники». Через каждые два дня программа обновлялась.

Довоенный 1941 год
В квартальных отчетах театра за 1941 год указан уже следующий адрес: Сталинградский Обл. отдел Искусств, Астраханский театр юного зрителя, г. Астрахань, ул. Бурова, д.58. Получается, к этому времени театр уже успел обосноваться в бывшем кинотеатре «Вулкан», то есть на том самом месте, где находится и сейчас. 
Несмотря на тревожные события в мировой политике, Астрахань строит масштабные планы на будущее, а ТЮЗ активно выпускает премьеры:  «Остров сокровищ»  Лабковского и Осибсона, «Свои люди, сочтемся» Островского, «В стороне» Любимовой, самый популярный в этом году спектакль - «Хижина дяди Тома» («Черный товар») Бруштейна. Всего в репертуаре 14 спектаклей. Их показ в первом полугодии осуществляется даже сверхплана.

В марте, в связи с проведением в школах олимпиады детской самодеятельности, Астраханский театр юного зрителя организовывает просмотр творчества детских коллективов – драматических кружков и художественного чтения. Более того, дирекция ТЮЗа решила создать «Театр детского творчества», чтобы дети имели возможность заниматься самодеятельностью под руководством ТЮЗа.
13 июня 1941 года в газете «Коммунист» сообщается об открытии летнего ТЮЗа, в саду по улице Володарского, около зимнего кинотеатра «Модерн». В связи с открытием здесь устраивается концерт силами художественной самодеятельности детского дома № 10, проводятся массовые игры и танцы, действуют аттракционы. В летнем театре с 19 июня планируются спектакли. 

20 июня 1941 года. Коллектив продолжает готовить пьесу Островского «Бедность – не порок» под руководством режиссера А. Артемьева. Планируется за лето подготовить целый ряд премьер. В этом же месяце объявляется о конференции зрителей по вопросу об итогах театрального сезона. С 8 июля 1941 года запланировано начало кинофестиваля. 
А далее… Далее грянула Великая Отечественная война, которая не обошла стороной ни один населенный пункт в нашей стране, ни одну судьбу, ни одну сферу деятельности. Оставила она свой отпечаток и в истории Астраханского ТЮЗа. Но это уже совсем другая история.