Дальше едешь – дороже будешь. Из-за удорожания грузоперевозок в Астрахани подскочат цены в гипермаркетах
В следующем году в России вводится новый сбор с грузовиков, проезжающих по федеральным трассам. Эксперты предсказывают, что нововведение в первую очередь отразится на стоимости товаров в супермаркетах – продуктов и техники. В среднем – на 10-15%. И Астрахань – не исключение.
Дорогой километр
Смысл нового сбора прост: если максимальная разрешенная масса фуры больше 12 тонн, то водителю придется раскошелиться. Тариф составит 3,5 рубля за километр пути.
Для этого в большегрузах будут устанавливаться навигаторы “Глонасс” или “Глонасс”/GPS, а водитель должен будет перед началом поездки включить устройство и внести деньги, исходя из предстоящего маршрута и тарифа.
Несмотря на то что до введения налога на грузовые перевозки еще целый год, крупные ритейлеры уже предсказывают серьезные убытки. Аналитики JPMorgan подсчитали, что транспортные расходы розницы могут вырасти на 10-15%. Естественно, это аукнется на ценниках в магазинах.
Простая арифметика
Эксперты утверждают, что сильнее всех пострадает “Магнит” – он обладает самым большим автопарком среди российских ритейлеров: сейчас по стране колесят около 4700 бело-красных грузовиков. В основном – фуры.
Представители “Магнита” отказались прокомментировать нашему корреспонденту возможные последствия транспортного сбора, но федеральным аналитикам уже известны некоторые цифры.
– На логистику (зарплаты водителям и топливо) компания тратит около 3,1% выручки, –пишет в обзоре Елена Журонова из JPMorgan на основе данных 2012 года. – Новые сборы увеличат эти расходы на 11%.
Ранее “Магнит” озвучивал, что средняя дистанция движения его грузовиков составляет около 300 километров. Посчитаем: если ритейлер будет платить 3,5 рубля за километр, то килограмм груза, перевозимого 20-тонной фурой, подорожает на 5 копеек.
Сегодня в Астрахани действуют 64 магазина “Магнит” во всех районах города. Кстати, вполне вероятно, что в нашем регионе крупный ритейлер не так сильно ощутит повышение затрат на логистику. Дело в том, что, по данным областного минэкономразвития, компания намерена открыть под Астраханью большой перевалочный центр для своих товаров. Это снизит стоимость грузоперевозок.
В группе риска – фрукты
Ритейлерам, которые не имеют своего автопарка, тоже придется несладко. После ввода сбора с большегрузов им придется увеличить расходы на услуги перевозчиков-посредников.
Представители некоторых компаний пытаются выглядеть оптимистами.
– Денежный сбор с фур вряд ли скажется на стоимости товаров в наших магазинах, – уверяет менеджер по связям с общественностью “М-видео” Антон Пантелеев. – Потому что при планировании нашей работы мы учитываем потенциальные риски. Распределением продукции по городам занимаются фирмы, работающие на аутсорсинге. Поэтому основные потери будут нести эти компании.
В компании “Лента” смотрят на ситуацию более прагматично, готовясь к тому, что введение платы за проезд по федеральным трассам “может привести к существенному увеличению затрат на логистику”.
– Это в конечном итоге скажется на повышении цен для наших покупателей, – заявила “АВ” менеджер по связям с общественностью компании “Лента” Яна Могилева. – Скорее всего, повышение тарифов незначительно отразится на стоимости товаров, доставляемых централизованно с наших распределительных центров. Но локальные поставщики, к примеру, фруктов и овощей, осуществляющие доставку на коротком плече (например, Ростов – Краснодар), цены поднимут.
Представитель ритейлера рассказала, что ежедневно в астраханский магазин сети “Лента”, помимо машин местных производителей, прибывает до трех 20-тонных фур. Средняя дистанция, которую они проезжают, – 1200-1400 километров.
Впрочем, большинство федеральных сетевиков пока не берется озвучивать какие-либо прогнозы.
– Еще рано говорить о финансовых потерях – до ввода транспортного сбора остается целый год, – успокаивает руководитель по внешним коммуникациям гипермаркета “О’КЕЙ” Артем Глущенко. – Это гигантский объем информации, который надо проанализировать. Более точные данные будут только в следующем году.