В тени гигантов. Астраханские супермаркеты заставляют закрываться небольшие магазины

12.10.2013 07:11 Новости
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

12.10.2013 11:11

Чиновники этого не замечают

 

В Астраханской области, по данным недавнего исследования РБК, больше всего сетевых продовольственных магазинов среди всех регионов Южного федерального округа – по 24 на 100 тысяч населения. Причина – рост числа больших сетевых супермаркетов. Чиновники уверяют, что это не катастрофично для астраханского бизнеса. Малый бизнес жалуется: приходится разоряться.

АСТРАХАНЬ-НОВОСТИ-ЭКОНОМИКА-СУПЕРМАРКЕТЫ- ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

Цветут и пахнут

Рынок торгового ритейла стремительно разросся за последние годы, когда в Астрахань пришли такие федеральные «монстры», как «О кей», «Лента», «Метро», «Магнит». Однако в областном министерстве экономического развития проблемы в сосуществовании астраханских и федеральных сетей не видят.

В настоящее время на территории региона осуществляют деятельность 99 торговых сетей, рассказывают в ведомстве, из них 62 – сети местного значения. Правда, не уточняют – что это именно за местные сетевые магазины.

– С приходом на рынок федеральных ритейлеров количество сетевых предприятий местного значения не уменьшилось, а из года в год продолжает неуклонно расти, – гнет свою линию заместитель министра экономического развития Астраханской области Леонид Кучерук. – Правда, здесь надо учитывать масштаб сетей. Ведь если федеральные сети, как правило, имеют крупные торговые объекты с большой площадью, то число предприятий местных сетей превалирует по количеству, но уступают по масштабу. То есть имеют небольшие торговые площади.

 

Средний показатель количества сетевых продовольственных магазинов по ЮФО - 22 точки на 100 тысяч человек. Это один из самых низких показателей в России.

 

Маленькие, да удаленькие

Именно в мини-размере астраханских «сетевиков» министерство видит секрет того, что местные предприниматели остались на плаву после прихода на рынок федеральных гигантов.

– Чем крупнее торговое предприятие, тем и затраты на его содержание и обслуживание выше, – продолжает представитель министерства. – Что касается приобретения сложной бытовой техники, здесь астраханцы доверяют местным предприятиям: в случае поломки или брака сдать или обменять товар легче в местных сетях.

Впрочем, даже официальные цифры говорят сами за себя: за первое полугодие этого года на торговые сети приходилось 50,1% оборота розничной торговли по Астраханской области. Это на 2,7% больше, чем в аналогичный период прошлого года.

 

Астраханцы берут количеством

По информации минэкономразвития, доля местных торговых предприятий сетевого формата составляет 72,5% от общего количества сетевых предприятий по области.

 

А поболтать?

Впрочем, сами мелкие розничные торговцы не согласны, что у них все так уж радужно – по их мнению, приход на астраханский рынок федеральных ритейлеров отразился на жизни мелких розничных торговцев самым непосредственным образом.

– Крупные ритейлеры «выдавили» часть мелких предпринимателей с местного рынка, – констатирует председатель профсоюза «Торговое единство» Сергей Савельев. – В основном это коснулось торговых точек, которые расположены поблизости с гипермаркетами и супермаркетами.

На плаву остались только те, кто расположен в жилых микрорайонах в шаговой доступности.

– Согласитесь, не все поедут за буханкой хлеба в «Ленту», – продолжает Сергей Савельев. – Чтобы выжить, мелким магазинчикам пришлось идти на уловки. Например, полностью изменить ассортимент, чтобы он не перекликался с тем, что есть в супермаркетах. Кроме того, в магазинчиках другая скорость обслуживания: не нужно стоять в очереди. Да и человеческий фактор никто не отменял. Некоторые заходят в магазин, чтобы поболтать с продавцом и соседями. Такой душевности в крупных сетевых магазинах не найти.