В тени гигантов. Крупные сетевые магазины выживают малый бизнес
В Астраханской области, по данным недавнего исследования РБК, больше всего сетевых продовольственных магазинов среди всех регионов Южного федерального округа – 24 на 100 тысяч населения. Причина – рост числа больших сетевых супермаркетов. Чиновники уверяют, что это не катастрофично для астраханского бизнеса. Малый бизнес жалуется: приходится разоряться.
Цветут и пахнут
Рынок торгового ритейла стремительно разросся за последние годы, когда в Астрахань пришли такие федеральные “монстры”, как “О, кей”, “Лента”, “Метро”, “Магнит”. Однако в областном министерстве экономического развития проблемы в сосуществовании астраханских и федеральных сетей не видят.
В настоящее время на территории региона осуществляют деятельность 99 торговых сетей, рассказывают в ведомстве, из них 62 – сети местного значения. Правда, не уточняют – что именно это за местные сетевые магазины.
– С приходом на рынок федеральных ритейлеров количество сетевых предприятий местного значения не уменьшилось, а из года в год продолжает неуклонно расти, – считает заместитель министра экономического развития Астраханской области Леонид Кучерук. – Правда, здесь надо учитывать масштаб сетей. Ведь если федеральные сети, как правило, имеют крупные торговые объекты с большой площадью, то число предприятий местных сетей превалирует по количеству, но уступает по масштабу. То есть имеют небольшие торговые площади.
– Не могу сказать, что появление крупных федеральных сетевиков как-то отразилось на нашей работе, – высказался коммерческий директор сети гастрономов “Михайловский” Денис Ринк. – К тому же все они пришли в кризисный период, когда сложно было сказать, связаны ли финансовые проблемы с конкурентами или с общей ситуации в стране. Сейчас, конечно, мы оглядываемся на работу крупных ритейлеров, но все же идем своим путем. Ведь у каждого из магазинов – своя стратегия.
Маленькие, да удаленькие
Именно в мини-размере астраханских “сетевиков” министерство видит секрет того, что местные предприниматели остались на плаву после прихода на рынок федеральных гигантов.
– Чем крупнее торговое предприятие, тем и затраты на его содержание и обслуживание выше, – продолжает представитель министерства. – Что касается приобретения сложной бытовой техники, здесь астраханцы доверяют местным предприятиям: в случае поломки или брака сдать или обменять товар легче в местных сетях.
Впрочем, даже официальные цифры говорят сами за себя: за первое полугодие этого года на торговые сети приходилось 50,1% оборота розничной торговли по Астраханской области. Это на 2,7% больше, чем в аналогичный период прошлого года.
А поболтать?
Впрочем, сами мелкие розничные торговцы не согласны, что у них все так уж радужно – по их мнению, приход на астраханский рынок федеральных ритейлеров отразился на жизни мелких розничных торговцев самым непосредственным образом.
– Крупные ритейлеры “выдавили” часть мелких предпринимателей с местного рынка, – констатирует председатель профсоюза “Торговое единство” Сергей Савельев. – В основном это коснулось торговых точек, которые расположены поблизости с гипермаркетами и супермаркетами.
На плаву остались только те, которые расположены в жилых микрорайонах в шаговой доступности.
– Согласитесь, не все поедут за буханкой хлеба в “Ленту”, – продолжает Сергей Савельев. – Чтобы выжить, мелким магазинчикам пришлось идти на уловки. Например, полностью изменить ассортимент, чтобы он не перекликался с тем, что есть в супермаркетах. Кроме того, в магазинчиках другая скорость обслуживания: не нужно стоять в очереди. Да и человеческий фактор никто не отменял. Некоторые заходят в магазин, чтобы поболтать с продавцом и соседями. Такой душевности в крупных сетевых магазинах не найти.
Астраханцы берут количеством
По информации минэкономразвития, доля местных торговых предприятий сетевого формата составляет 72,5% от общего количества сетевых предприятий по области.