МАЗ проехал мимо Астрахани. Белорусские автобусы оказались слишком дорогими для бюджета
На улицах Астрахани не появятся автобусы большой и средней вместимости белорусского производства. Договор лизинга с Минским автозаводом оказался слишком обременительным для областного бюджета. Потребовалось бы около 70 млн рублей только на компенсацию разницы между себестоимостью и платой за проезд для 50 новых машин компании “Астраханьпассажиртранс”. Без бюджетной помощи бизнес сам закупать новые автобусы не намерен.
Лизинг в тягость
Проект по закупке новых большегрузных автобусов для астраханских улиц оказался слишком дорогостоящим. Об этом заявил председатель областного правительства Константин Маркелов на деловом завтраке в Издательском доме “Каспий”. “Условия лизинга слишком обременительны – в первую очередь для бюджета”, – пояснил председатель правительства. По его словам, решение отказаться от проекта окончательно пока не принято.
Напомним, в июле было объявлено, что компания “Астраханьпассажиртранс” (АПТ) закупит в лизинг у “Минского автомобильного завода” первую партию в 50 автобусов МАЗ-103 – модель низкопольного автобуса среднего класса с двигателем стандарта Евро-3. В базовой комплектации, с ГЛОНАСС одна машина стоит около 5 млн рублей. Выпустить на маршруты новую технику планировалось в 2014 году.
Машины планировалось взять в лизинг сроком на пять лет, рассказывают участники планировавшейся сделки. Речь шла о покупке автобусов в лизинг с переплатой в 14% годовых, 8% из которых завод готов простить, – при условии, что платежи пойдут через “Сбербанк”.
Дешевле есть куда
Кроме АПТ белорусские автобусы, в том числе средней вместимости, собирались закупать также областной государственный АПАП-3 (занимается перевозками между районами области) и владельцы маршрутных “ГАЗелей”. Причем общее количество купленных для Астраханской области машин должно было достичь 700 штук. Именно при таком количестве продавец обещал дать льготу по лизинговому договору.
В таком случае представители завода готовы были снизить цену еще на 400 000 рублей. “Автобус средней вместимости (МАЗ-206, – “АВ”) стоил бы тогда вместо 2,6 – 2,2 миллиона, – сетует источник, близкий к сделке. – Это при том, что у дилеров такие автобусы стоят в районе 3 миллионов рублей”.
Пассажиры в доле
Согласно инвестиционному проекту, который “Астраханьпассажиртранс” подал в областное правительство в июле, в случае одобрения сделки с нового года пришлось бы повысить плату за проезд, сообщил замгендиректора АПТ Александр Резанов.
Вместо 13 рублей АПТ предлагает поднять плату за проезд в городском автобусе до 14 или 15 рублей. При этом фактически проезд стоит около 20 рублей, а разницу компенсирует сейчас областной бюджет. За счет чего конкретно оплачивался бы лизинговый договор на 50 автобусов – за счет увеличения стоимости проезда, кредитных денег или помощи бюджета – пока не понятно, объяснил замгендиректора компании. “Официального заключения на наш проект от правительства мы не получили, – не теряет надежды Александр Резанов. – Сидим, ждем”.
По подсчетам транспортников, областному бюджету пришлось бы доплатить АПТ в качестве компенсации выпадающих доходов за новые 50 автобусов около 70 млн рублей в год. В 2012 году бюджет выделил АПТ 220 млн рублей – сейчас у предприятия в парке 150 большегрузных машин.
Деньги вперед
Для государственного АПАП-3 договор лизинга с МАЗом пока тоже всерьез не рассматривается, заверил источник в областном правительстве. “При миллиардном дефиците, образовавшемся из-за углеводородных монополистов, денег на автобусы пока нет”, – пояснил источник.
Индивидуальные предприниматели, работающие и на городских, и на межрайонных маршрутах за свой счет массово переходить на автобусы средней вместимости не торопятся.
“Когда на совещании у губернатора прозвучало, что у бюджета могут быть пять миллиардов дефицита в этом году, мы поняли – автобусов не будет”, – сожалеет вице-президент Региональной ассоциации автотранспорта Дамир Булатов. Предприниматели тоже рассчитывали просить компенсировать выпадающие доходы из бюджета. “Новая “ГАЗель” стоит в кредит 600 тысяч рублей, новый 18-20 местный “Фольксваген” или “Мерседес” – 2 миллиона, почти как МАЗ-206”, – сокрушается вице-президент РАСА. Кроме того, по его словам, надо учитывать: установку нового ГЛОНАССа в 9 тысяч рублей, страховку автомобиля в 7-8 тысяч на год, страховку пассажиров в 7-8 тысяч. “Плюс с сентября ЕНВД вырос почти на 50% до 2000 рублей”, – жалуется бизнесмен.
Раз компенсации не будет, единственный вариант расплатиться за новые автобусы – повысить тариф, уверяют предприниматели. По расчетам ОАО “Астраханский таксомоторный парк”, сейчас себестоимость проезда в маршрутке равна 22 рублям.
Заявку на эту сумму предприниматели уже подали в службу по тарифам Астраханской области.
Транспорт есть на наших улицах
Общее количество автобусов и троллейбусов на улицах Астрахани – около 1000, ежедневно выходят на линию в среднем 750. Из них 900 (на линии около 600) – автобусы М2, в основном “ГАЗели”. Самые крупные парки микроавтобусов: ОАО “Астраханский таксомоторный парк”, ООО “Витязь-транзит”, ООО “Авто-вид”, ООО “Русь”, ООО “Авто-лайн”, ОАО “Астраханская транспортно-экспедиционная компания” (от 45 до 380 машин). На долю ОАО “АстраханьПассажирТранс” и МУ “Автобусно-троллейбусное предприятие” приходится около 170 машин, из них на линию ежедневно выходят в среднем около 75.