Ренат Давлетьяров: «Так сошлись место и время»

13.12.2012 08:13 Новости
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

13.12.2012 11:13

Президент Гильдии кинопродюсеров России, продюсер и режиссёр Ренат Давлетьяров оживил воспоминания детства в Астрахани, во время съёмок фильма «Однажды». А ещё показал астраханцам своя новую работу – триллер «Стальная бабочка», общероссийская премьера которого состоялась 1 ноября.

- На предпремьерном показе «Стальной бабочки», который прошел 30 сентября, вы сказали, что Астрахань – ваш родной город. Для многих это было сюрпризом.

- Моё детство связано с этим городом, семья отца из Астрахани. Здесь мы с родителями жили с 1970 по 1977 год. Сначала я учился в 46-й спецшколе, в здании, где сейчас министерство образования, потом перешел в 55-ую. Занимался в музыкальной школе при консерватории по классу фортепиано. Но жили мы на трусовской стороне, где была совсем другая публика. Мне кажется, все эти годы я дрался почти каждый день (смеется). Я благодарен этим временам. Это был хороший жизненный опыт, именно тогда я научился противостоять агрессии со стороны.

- Ваш фильм «Однажды» описывает события 70-х годов, т.е. то время, когда вы жили в Астрахани. Случайно ли что вы приехали снимать его именно в город своего детства?

- Мы искали городки поближе к Москве, но ничего подходящего не нашли.

Сюда я приехал за год до съёмок на день рождения своего брата. Тогда уже размышлял над этой картиной. Поселился в отеле, поехал пообедать на набережной, рассматривал, как всё изменилось и понял, что того города уже нет, снимать негде. Потом остановились купить цветы в районе Татар-базара. Огляделся и увидел, что всё в порядке, место подходящее есть. Хотя, действительно, город меняет свой облик. Но, к счастью, мы нашли старые дворы, школы, улочки, которые ещё не тронуты.

- Киносъёмки, как я понимаю, сложный процесс. Возникали ли трудности организационного характера?

- Огромную благодарность и признательность хочу высказать губернатору Александру Жилкину. Впервые мы встретились в 2006 году, когда я приезжал получать приз фестиваля «Улыбнись, Россия» за фильм «От 180 и выше». И в этом году, когда было принято решение снимать «Однажды» именно в Астрахани, мы получили стопроцентную поддержку. Это было очень важно. Нам приходилось перекрывать улицы, проводить ночные съёмки, менять привычный ритм города, но всегда и везде нам помогали.

Проблем не возникало, и даже случилось несколько кинематографических чудес. Например, единственный пасмурный день за все полтора месяца был, когда мы запланировали съёмки эпизода с похоронами одного из героев. И до, и после было солнечно. Мы мечтали о таком пасмурном дне, и наши желания вот таким образом были услышаны.

Ещё один момент. Снимали большую драку на улице Котовского. 150 человек на 150 человек, железнодорожный район против кирпичного, всю ночь. В идеале хотелось, чтобы утро было показано так – старая театральная тумба, на фоне её драка, кадр поднимается, наверху сидит петух и раздаётся «кукареку».

Наш бедный ассистент по реквизиту нашёл астраханского красно-рыжего петуха, поселил его у себя в номере и отмечал по секундомеру, когда он кричит. Так он провёл с птицей две или три ночи. Потом пришёл и говорит: «Вы понимаете, он орёт, когда ему хочется!»

И вот съёмочный день, поднимается камера – петух кукарекает. Если спросите профессионалов, то они скажут, что это невозможно. У меня дрожь пошла по телу, а вся площадь закричала ура, потому что никто не верил. Я и сам не верил, что с петухом это удастся. Иначе как чудом произошедшее назвать не могу.

- В съёмках массовых сцен было задействовано много астраханцев. Как горожане вписались в кинопроцесс?

- Этот фильм не про Астрахань, а про городок ещё меньше. Герои живут на заводской окраине, влюбляются, дерутся. Мы искали типажи, не мальчиков из консерватории, а таких особенных. Одного такого персонажа встретили случайно: ехали на машине, а он - на мопеде и выглядел героем нашего кино. Потом он стал своеобразным сыном полка. Каждый день был на нашей площадке, сидел со мной около монитора, говорил так, чисто по-астрахански: «Ренат, ну, скажи им, что они тупят, я ещё не успеваю крикнуть, а они уже б егут». Этот Дима постоянно обитал у нас. Он начал сниматься в массовке, роли у него почти не было, но его персонаж переходит из кадра в кадр почти на протяжении всего фильма.

Ещё интересная случайность. Мы набирали на небольшие роли актёров Астраханского драматического театра. Так к нам пришёл ведущий актёр труппы Евгений Григорьев, с которым, оказалось, мы жили в одном подъезде, только на разных этажах, и наши матери долгое время дружили. Не виделись почти 40 лет.

А в целом я признателен всем жителям города, которые участвовали. Ведь это кажется таким интересным и лёгким, но на самом деле это тяжкий труд и проводить на площадке приходится по 14 часов в день.

- Почему вы решили снимать фильм по повести Юрия Короткова, которую уже экранизировал 15 лет назад ваш друг, режиссёр Дмитрий Месхиев?

- Вообще-то эту историю придумал Ваня Охлобыстин и хотел снимать её сам как режиссёр. Он дал мне прочесть, и я сказал, что это лучший из сценариев, который когда-либо видел. Но в итоге Иван сам, к сожалению, снимать не смог, и я купил сценарий. Поскольку на тот момент я занимался Московским кинофестивалем, было немного не до съёмок, ко мне пришёл мой друг Месхиев и сказал: «Давай, я сниму». Увы, ему не хватило бюджета, экранизировали лишь две трети сценария, огромное количество эпизодов не вошло, без которых, я считаю, не было смысла браться за экранизацию. И при всём моём уважении к талантливому режиссёру и моему другу ему не удалось передать всю эту атмосферу. Я эту историю представлял по-другому.

«Американка» - это сложно выстроенное произведение. Действие происходит с 1 сентября по 7 ноября 1972 года. Несмотря на то, что оно строго ограничено, там присутствуют флэшбэки: война, то, что было до и после. Есть видения героя. Это важно для понимания всего того, о чём говорит рассказчик. Это фильм-воспоминание. И у меня есть те же воспоминания. Возможно, поэтому я лучше понимал сценарий. Ведь это было моё время. Это ответ на вопрос «почему».

- Насколько было сложно снимать это историческое кино?

- В течение полугода мы собирали артефакты тех времён – мотоциклы, транзисторы, кондиционеры и прочее. Костюмов, к сожалению, не сохранилось вовсе. Около двух тысяч костюмов было сшито специально. Ещё сложнее было с обувью. Это была особая мода, если кто помнит. По воссозданным лекалам туфли и ботинки заказывали на обувной фабрике в Минске, где для фильма сшили более 400 пар.

Да, историческое кино снимать сложно. На наших съёмках работали пять гримёров и пять костюмеров, которые приехали из Москвы. Спасибо потрясающим профессионалам, которые работали со мной, например, художник по костюмам Саша Осипов (у него премия «Ника» за работу в «Стилягах»), художник по гриму Настя Исадзе. Образы создавали по памяти, фотографиям.

В Астрахани мне было просто, здесь мои воспоминания оживали и оживали. Так сошлись место и время.

 

 

ОКНО:

Ренат Давлетьяров

Президент Гильдии кинопродюсеров РФ.

Имеет высшее образование по специальности инженер-технолог. С 1985 по 1987 гг. работал постановщиком декораций на киностудии «Мосфильм». С 1987 по 1989 гг. продолжил работу на киностудии, выполняя функции заместителя директора фильмов, а с 1989 года стал директором картин. С 1994 года руководил киностудией «Круг» киноконцерна «Мосфильм». В 1995 году стал исполнительным директором Московского международного кинофестиваля (ММКФ).  С 1999 по 2006 год - генеральный директор ММКФ. С 1997 года возглавляет компанию «Интерфест».  Продюсер Недель российского кино в Нью-Йорке (2001-2008 гг), в Париже (с 2003 года) и Берлине (с 2005 года). Возглавлял Международный фестиваль продюсерского кино «Кино-Ялта», с 2007 по 2009 год – генеральный продюсер Международного фестиваля современного кино «ЗАВТРА/2morrow», с 2010 года – генеральный продюсер Международного кинофестиваля «2-in-1».  

 

Продюсер:

«Моя безумная семья» (2011), «Любовь-Морковь 3» (2011), «Ирония любви» (2010), «Юленька» (2009), «Любовь-Морковь 2» (2008), «Индиго» (2008), «Любовь-Морковь» (2007), «От 180 и выше» (2005)

 

Режиссер: 

«Стальная бабочка» (2012), «Моя безумная семья» (2011)