На ТВ нашли неправильную рекламу
14.10.2012 02:32
Антимонопольщики наказали за это банк и «Бинго-Бум»
Суд оставил в силе решение астраханского управления антимонопольной службы, которая просила наказать штрафом коммерческий банк и лотерею «Бинго-Бум». И банк, и лотерею признали распространившими ненадлежащую рекламу. Проще говоря – обманывавшими потребителя.
Обманный ноль
Один из банков, работающий в Астрахани, подвела транслируемая по ТВ реклама кредитных карт для физических лиц. В ней говорилось, возмущаются в УФАС, о предоставлении кредита по этим картам под 0% на льготный период до 55 дней. Антимонопольщики признали этот рекламный ролик нарушающим ряд требований ст. 28 Федерального закона «О рекламе» и решили привлечь банк к административной ответственности в виде штрафа в 100 тысяч рублей.
Это минимальная планка за подобного рода нарушения по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, максимальная – 500 тысяч рублей. В кредитной организации с такой позицией не согласились и обратились в областной арбитражный суд.
Суд сделал выводы, что согласно ст. 819 Гражданского кодекса РФ предоставление кредита не может быть бесплатным, безвозмездным, - следовательно и цена предоставления кредита (процентная ставка) не может быть равна 0%. Значит, указание в рекламе информации «кредит под 0%» не соответствует действительности. Также судебная инстанция обратила внимание на отсутствие в рекламе части важных сведений о кредитном продукте: размер процентной ставки за пользование кредитными средствами, размер процентов и пени, начисляемых на сумму просроченной задолженности по кредиту, информации о стоимости операции с кредитными картами при получении денежных средств. А обозначенные условия кредитования были представлены на экране мелким шрифтом, транслировались всего 3 секунды и, по мнению экспертов из медакадемии, воспринимались не отчетливо.
В итоге областной арбитраж признал правоту УФАС. В банке дошли до Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, но и эта инстанция подтвердила обоснованность решения астраханских антимонопольщиков.
Организатор – это вам не оператор
Также недавно Арбитражный суд Астраханской области оставил в силе решение УФАС по еще одному делу, связанному с рекламой. На этот раз - лотереи «Бинго-Бум» (крутили в начале года на одной из радиостанций). Внимание антимонопольщиков на рекламу обратила областная прокуратура. Специалисты УФАС пришли к выводу, что в рекламе содержатся недостоверные сведения об организаторах лотереи. А 9 секунд, которые отводились в рекламе на озвучивание информации об организаторе лотереи, об источнике информации, правилах ее проведения, призовом фонде, количестве выигрышей, сроках и месте их получения, недостаточно, чтобы воспринять все эти сведения адекватно. В ведомстве пришли к выводу, что информация о лотерее нарушает требования ст. 27 закона о рекламе.
При обжаловании этого решения в арбитраже установили следующее. Из текста рекламы следовало, что организатором лотереи является ООО "Астраханское ЛОТО БИНГО-БУМ", а в едином государственном реестре лотерей в качестве организатора указано ООО «Бинго-Бум». "Астраханское ЛОТО БИНГО-БУМ" же согласно агентскому договору является оператором лотереи. «Кратковременная аудиотрансляция в рекламном сообщении сведений об обстоятельствах организации и порядке проведения лотереи (9 секунд) искажает смысл данной информации, чем вводятся в заблуждение потребители рекламы, поскольку они лишены возможности адекватно воспринять информационный поток» – говорится в решении суда.
Число дел, связанных с нарушением рекламного законодательства, с каждым годом растет. В этом году их стало примерно на 25% больше, чем в прошлом. Как рассказали в пресс-службе астраханского УФАС, наиболее часто им приходится рассматривать нарушения, связанные с рекламой финансовых услуг. Второе место по числу нарушений занимает реклама медицинских услуг, и третье приходиться на рекламу услуг сферы обслуживания (в частности, такси). Связывают это с тем, что увеличивается количество предпринимателей и предоставляемых услуг. Антимонопольщики также отмечают, что в последнее время к ним буквально посыпались обращения от граждан о надоедливой рекламной рассылке на мобильные телефоны.