Гаишников приговорили повторно
23.07.2012 13:25
Облсуд подтвердил вердикт, отмененный Верховным судом РФ
Астраханский областной суд подтвердил правомерность собственного прошлогоднего решения по громкому делу об организованной группе сотрудников ГИБДД. Офицерам грозит по несколько лет колонии строгого режима за взятки.
Громкое дело было возбуждено еще два с половиной года назад. В ночь на 6 февраля 2010 были задержаны сразу 19 сотрудников ГИБДД — вся дежурившая на городских постах смена первой роты первого батальона ДПС.
В следственном комитете тогда рассказывали, что сбор информации о гаишниках начался за полгода до задержания. 5 февраля в комитете решились на следственный эксперимент. Вечером того же дня через все городские посты — «Старый мост», «Новый мост» и «Кири-Кили» - проехала машина со специально подготовленным водителем. У автомобиля не было одного номерного знака, за что по ст.12.2 КоАП РФ положено 5 тыс. рублей штрафа. Инспекторам ГИБДД, которые тормозили водителя на постах, мужчина предлагал за несоставление протокола 100 рублей. По данным следствия, во всех случаях предложение было принято. А на последнем посту, где водителю заявили, что от него пахнет спиртным, с мужчины запросили 4 тыс. рублей.
6 февраля весь личный состав первой роты - 87 человек - оказался на допросе в следственном управлении. Операцию по задержанию проводило местное ФСБ. Среди задержанных оказался и командир роты капитан милиции Аркадий Кирсанов.
В результате, по мнению следствия и астраханского суда, было установлено, что с начала 2008 года под руководством Аркадия Кирсанова функционировала четкая цепочка по передаче денег, собранных постовыми. Следователи утверждали, что взятки от 50 до 5 тыс. рублей передавались от рядовых инспекторов к старшим постов и далее по цепочке в руки командиру. Так, в конце шестидневной смены, утверждало следствие, старший поста «Старый мост» должен был сдать 1 800 рублей, старшие постов «Новый мост» и «Кири-Кили» — по 3 600 рублей. Деньги, согласно представленным доказательствам, передавались старшему смены, в частности, дежурившему в ночь на 6 февраля Владимиру Кириллину, а тот передавал их комроты. За один месяц с одной смены можно было таким образом собрать 45 тыс. рублей. Деньги, полученные сверх установленных нормативов, уверяли в СУ СК, старшие смен распределяли между собой и младшими сотрудниками.
1 апреля 2011 года участники организованной группы гаишников были осуждены по п. «а» ч. 4 ст. 290 УК РФ («Получение взятки группой лиц по предварительному сговору»). Аркадий Кирсанов получил восемь лет колонии строгого режима, старшие инспекторы Владимир Кирилин, Валерий Тархов и инспектор Надыр Кадыров — по семь лет, инспекторы Мансур Санжапов и Гали Муханов — по четыре года. Еще четверо подсудимых — Махамбет Джамалиденов, Алексей Андреев, Юрий Печенкин и Алексей Араев — приговорены к семи годам лишения свободы условно. Каждый с испытательным сроком пять лет.
На суде гаишники пытались приводить доводы, что, мол, деньги при обысках так и не нашли, что они собирались руководством роты на хозяйственные нужды, что следствие не разобралось в настоящей роли каждого офицера.В итоге подсудимым удалось обжаловать вердикт в верховном суде, и тот вернул дело в облсуд.
Однако повторное астраханское судебное разбирательство 17 июля закончилось вновь не в пользу гаишников.
За два года законодательство изменилось, и суд признал должностных лиц отдельного батальона дорожно-патрульной службы виновными теперь уже в преступлении, подпадающим под п. «а» ч. 5 ст. 290 УК РФ («Получение должностным лицом лично взятки в виде денег за бездействие в пользу взяткодателя, если такие бездействия входят в служебные полномочия должностного лица и оно в силу должностного положения может способствовать таким бездействиям, совершенное за незаконные бездействия организованной группой»). Наказание осталось прежним. Бывшему командиру первой роты Аркадию Кирсанову — 8 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Инспекторам и старшим инспекторам ОБДПС-1 ГИБДД УВД Владимиру Кирилину, Валерию Тархову, Надыру Кадырову по 7 лет, Мансуру Санжапову, Гали Муханову — по 3,5 года колонии строгого режима. А Махамбету Джамалиденову, Алексею Андрееву, Юрию Печенкину и Алексею Араеву - 7 лет условно с испытательным сроком 4 года. Как уточняет пресс-служба областной прокуратуры, всем подсудимым запрещено три года занимать должности в правоохранительных органах.