Жестокие детки

22.06.2012 11:22 Новости
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

22.06.2012 15:17

Подростки, оставшиеся без внимания взрослых,становятся исполнителями зверских преступлений.

Депутаты Госдумы РФ предложили снизить возраст привлечения к уголовной ответственности подростков, мотивируя это жестокостью совершаемых ими преступлений. За тяжкие деяния парламентарии предлагают отправлять детей в колонию с 12 лет, за прочие нарушения закона – с 14 лет. Но если мы сажаем ребенка в 12 лет в тюрьму, то при нашей системе исполнения наказаний на выходе получим рецидивиста. И кто же изначально виноват в детской жестокости – сами дети или общество – родители, педагоги, органы опеки? Ответ очевиден. Так, может, по словам Жванецкого, «в консерватории что-то поправить надо?».

 Волчата…

Даже взрослые порой побаиваются, проходя по улице мимо толпы подростков. Дети всегда были жестоки, а сегодня особенно. Вроде бы ребенок еще, но во взгляде какой-то волчий оскал. И на их улюлюканье и оскорбления лучше не отвечать, толпа только этого и ждет… В начале марта этого года в Кировском районе двое неизвестных напали на 13-летнего школьника на пешеходном мосту через ерик Казачий. Подозреваемые придрались к прохожему мальчику по пустяку и жестоко избили его, нанося удары, в том числе и ногами по туловищу. Сначала пострадавший даже не обратился в полицию. Но ушибы от ударов не только не проходили, наоборот, мальчику становилось все хуже. Когда

его госпитализировали, оказалось, что во время драки хулиганы нанесли удар такой силы, что повредили подростку селезенку. Орган врачам пришлось удалить. Своевременное вмешательство врачей спасло ребенка, но его здоровью нанесен непоправимый вред. Вскоре подозреваемых задержали. Мальчик опознал своих обидчиков. Им оказалось по 17 лет.

В 2011 году в Астраханской области за совершение различных преступлений в поле зрения правоохранительных органов попал 141 подросток, ранее привлекавшийся к уголовной ответственности (по сравнению с 2010 годом их число возросло на 41%). 117 преступлений зафиксировано в общественных местах, при этом 19 подростков находились в состоянии алкогольного опьянения, трое – в наркотическом. Более того, часто подростки не только сами травятся наркотиками, но и оказываются втянутыми в их распространение. Так, в Ленинском районе завершено расследование уголовного дела в отношении 17-летнего юноши, обвиняемого в незаконном приобретении и хранении наркотиков. В начале февраля этого года паренька заметили у исправительной колонии №2. Он вызвал подозрение у сотрудников тюрьмы и был задержан. При обыске у подростка нашли весомый кулек с коноплей.

В минувшем году в регионе на 10% выросло число преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии. Удельный вес подростковой преступности в области составил 6,4% от общего числа зарегистрированных нарушений закона, что значительно превышает этот показатель как по ЮФО (5,0%), так и по России в целом (5,5%). В их числе – и тяжкие преступления. В Астрахани двоих 15-летних подростков осудили за то, что они во дворе дома на улице 4-ая Зеленгинская жестоко избили 27-летнего парня, который спустя сутки скончался в больнице. Несмотря на то что очевидцем избиения стал приятель погибшего, преступление оставалось нераскрытым в течение трех месяцев. Один из нападавших проник в квартиру свидетеля и, угрожая расправой, потребовал дать ложные показания. В итоге суд Кировского района приговорил подростков к

3 годам 4 месяцам и 4 годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима и в воспитательной колонии соответственно.

 

Взрослые безмолвствуют

Следственная практика показывает – в первую очередь подростки попадают в зону риска из-за бездействия родителей, педагогов, органов опеки – всех тех, кто должен оберегать, воспитывать и помогать «трудным» детям сойти с шаткой дорожки. Более того, халатность должностных лиц не только развязывает руки агрессивным подросткам, но и подвергает опасности других детей. Так, в Кировском районе было возбуждено уголовное дело в отношении 15- и 16-летних воспитанников областного противотуберкулезного диспансера, которые совершали в отношении младших подопечных этого же учреждения насильственные действия сексуального характера. Причем старшие подростки должны были находиться под тщательным присмотром большого количества взрослых, так как ранее нарушали закон, выпивали, прогуливали школу, не ночевали дома, избивали сверстников.

И это не единственный факт в подобных учреждениях. В Камызякском районе двое воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних на протяжении 2009 и 2010 годов совершали половые преступления в отношении других воспитанников. И вновь причиной жестоких измывательств стало отсутствие контроля со стороны воспитателей центра. Директор центра и его заместитель, которые знали о насилии над младшими воспитанниками, но не выносили сор из избы, так же как и старшие подростки, предстали перед судом. После того как были выявлены эти вопиющие факты, по инициативе следственного управления прокуратура проверила подобные учреждения, где содержатся несовершеннолетние. В итоге к дисциплинарной ответственности привлечено 15 должностных лиц, еще двое уволены. Возбужден ряд уголовных дел по факту халатности ответственных лиц.

 

Сажать или предупреждать?

Сегодня за совершение тяжкого преступления подростку может грозить до 6 лет воспитательной колонии, за особо тяжкое преступление – до 10 лет. Депутаты же Госдумы РФ вышли с предложением снизить возраст привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних, мотивируя это жестокостью совершаемых ими преступлений. Так, за совершение тяжких преступлений парламентарии предлагают отправлять детей в колонию с 12-летнего возраста, за все прочие нарушения закона – с 14 лет. Статистика правоохранительных органов свидетельст­вует: количество тяжких преступлений, совершаемых подростками в возрасте до 14 лет, значительно увеличилось. Однако, по мнению народных избранников, по действующему законодательству их невозможно привлечь к ответственности. А страх перед серьезным наказанием все же будет, по мнению парламентариев, останавливать малолетних преступников. Сторонники такого решения ссылаются на пример Великобритании, у которой есть опыт уменьшения возраста уголовного преследования. Да, есть еще ряд европейских стран, где уголовная ответственность наступает с 10 или 12 лет, а в некоторых штатах США дети, совершившие особо тяжкое преступление, могут и вовсе быть приговорены к пожизненному заключению. Но в Европе малолетних преступников сажают не в тюрьмы, а в специаль-­­

ные исправительные учреждения. А если мы сажаем ребенка в тюрьму, то при нашей системе исполнения наказаний в итоге получим рецидивиста. В 12 лет он попадет в детскую колонию, потом во взрослую тюрьму и будет не только потерян для общества, а станет опасен для него…

 

В жестокости детей виноваты взрослые

Надежда ЛИТВИНОВА, заместитель руководителя отдела процессуального контроля СУ СК России по Астраханской области:

– Можно посадить всех несовершеннолетних правонарушителей, но это не решит проблемы. Они лишь станут заложниками системы и не смогут уже никогда вернуться к нормальной жизни. Вот об этом надо задуматься. Тюрьма еще никого не исправила, а строгость наказания не останавливает преступников. А ведь в государстве выстроена целая система воспитания, есть органы опеки, психологи, школа, участковые уполномоченные полиции, инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, которые обязаны знать все неблагополучные семьи на вверенной им территории и детей из группы риска. Если ребенок в 12 лет готов совершить убийство с особой жестокостью, то виноват он или общество? Сталкиваясь со статистикой подростковой преступности, можно сделать вывод: необходимо усилить профилактику, правильно ставить задачу перед органами опеки, инспекторами по делам несовершеннолетних полиции. Иными словами, решать проблему по существу, а не идти по самому простому и неэффективному пути.